Нашла у
v_leria интересный вопрос, который с ее разрешения предлагаю и читателям Беседки.
В
интервью газете "Кифа" с проф.-свящ. Иоанном Михоком, директором семинарии в Нямце (Румыния) обсуждалась, среди прочих вопросов, проблема богослужения на родном языке. На Соборе 17-18 года было принято решение о возможности служить по-русски, однако многие явно
(
Read more... )
Comments 169
Reply
Reply
проблема в том, что богослужение оно вообще непонятно и тут вопрос не только в языке. Синодальная эпоха вообще вся шла в разрез с канонами и здравым смыслом. Так что взрыв рано или поздно был неизбежен. Это даже "уперконсерватор" свт. Игнатий Брянчанинов понимал.
Говорить, что лишь богослужебный язык стал причиной трагедии Русской Церкви, это значит закрывать глаза на истинные причины катастрофы.
Reply
Честно говоря, я и сама не могу ответить на вопрос, что можно назвать истинными причинами катастрофы и есть ли среди них первая и главная, особенно если искать их в области веры, т.е. среди тех, за которые может, а м.б. и должна, отвечать церковь, а не институт монархии или кто-то еще.
Reply
Ведь с одной стороны, можно иметь на приходе ц.-слав. тексты, но все объяснять, проводить катехизации, читать хорошие проповеди и т.д. И все будет понятно. Более того, даже если с объяснениями плохо, все равно, если бы клирики, монашество были широко уважаемы в народе за нравственный образ жизни и духовность, это сыграло бы свою роль.
А с другой стороны, русский язык сам по себе не гарантирует понятности. Все равно нужны дополнительные объяснения, проповеди, добрый пример и т.д.
Оговорюсь: я - за (частичную!) русификацию богослужения, но объяснение о. Михока мне представляется весьма поверхностным и ограниченным.
Reply
Reply
Вы называете непонятный язык богослужения вторичным фактором. Соглашусь с Вами - при том, что этот фактор действительно очень наглядный и очевидный. Но что же тогда первично, если этот вопрос мы вправе ставить таким образом? Или в этом комплексе проблем, исторических ошибок и грехов церкви невозможно найти первопричину стремительного отречения от веры практически целого народа в одночасье?
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Мне показалось интересным то, что о. Иоанн прямо в разговоре нашел ответ на давно мучивший его вопрос. И действительно, пусть это не единственная и не главная причина того, что случилось с нашей страной в 1917 году, но наглядность этой причины не только очевидна, а прямо вопиюща, на мой взгляд, особенно если учесть, что изменения с тех пор если и произошли, то пока еще очень небольшие.
Reply
"нация, которая была известна силой своего христианства", -
то путных объяснений он не даст. И само по себе это странно звучит: "сила своего христианства", - но при этом люди даже не понимают, что говорят священники! Да и вообще вопрос о том, сколь христианским и глубоким было популярное христианство на Святой Руси - большой вопрос. На мой взгляд, совершенно очевидно, что на Руси были те же проблемы, что и в европейском средневековье. Может быть, - но я эту мысль не додумал, - плохо, что Русь не пережила своей Реформации, а пережила лишь староверческий раскол (с "противоположной" проблематикой). Но тут все очень сложно.
Reply
Согласна: конечно, посылка не верна, если говорить о народе в целом, а не о светочах православия, каковых всегда слишком мало.
О реформации действительно не очень понятно.
Reply
В России проблема средевековых суеверий впервые всерьез стала перед Церковью лишь тогда, когда большевики стали вскрывать раки с мощами.
В Европе вся проблематика возникла еще в 16-м веке. Тогда это не только стало обсуждаться, и не только протестанство в определенной мере способствовало обновлению католичества, но и само протестантство регулярно оттягивало в себя людей, которые не особо доверяют преданию. (Я выношу сейчас за скобки вопрос о том, какая из конфессий права, и обсуждаю с нейтральной точки зрения.) И были не только войны, но и постепенно формировалась религиозно плюралистическая обстановка, которая смягчила действие секуляризации.
Reply
Но тут опять палка о двух концах: ведь пришли не только к плюрализму, а и к конформизму. Вот уж не везет христианству в истории.
Reply
А для многiх вiцеблянаў тая мова на тым самым узроўнi «незразумеласьцi», як царкоўна-славянская.
А «добразычлiўцы» са сьвятарскiм санам навогул называць мову нашага малебну «басурманскай»…
Reply
Reply
Leave a comment