Новый рынок, сегодня-Rožu laukums. 1911 год
Текст статьи "Вестника Либавы" от 12 февраля 1912 года во многом перекликается с сегодняшним временем. Целые предложения звучат издевкой над современным состоянием промышленности в городе, и их можно отнести как и к руководству Лиепаи, так и к положению дел в молодой национальной республике в целом. Но лучше автора самой статьи не скажешь:
«Вместе с тем данные последней переписи, ... хоть и не являющиеся точным отражением действительного состояния Либавы и её населения, дают, по нашему мнению, полные основания утверждать, что наш город пойдет и вперед неуклонно по пути своего дальнейшего развития. Много на этом пути ставиться Либаве всякого рода препятствий, много вреда ей приносят даже те, кто, казалось бы, призваны главным образом и исключительно пещись (заботиться - Л.В.) о её пользе. Но прочно установившаяся промышленная культура и жизненные силы большей части населения, вместе с известными природными преимуществами, выведут Либаву из нынешнего застоя и помогут её победить своих вольных и невольных, сознательных и бессознательных врагов».
Газета "Вестник Либавы" 12 февраля 1912 года
Результаты последней переписи населения в Либаве
«В последнем номере латышской газеты «Dsihwe» (Dzīve - Жизнь, лат. - Л.В.) появилась крайне интересная статья, трактующая вопрос о характере и составе населения Либавы, как города. С отдельными положениями этой статьи мы считаем нужным познакомить наших читателей.
Либава принадлежит к тем городам, в которых число жителей увеличивается чисто с американской быстротой. Несколько столетий тому назад Либава была еще незначительным рыбацким поселком. Либавская гавань, впрочем, исстари известна; ею пользовались уже морские пираты - куры, но более серьезное значение она приобрела только много позже. Во времена герцогов (Польско-Литовское государство - Л.В.), когда правительство серьезно занялось поднятием курляндской торговли и промышленности, на либавский порт обращено было больше внимания. Герцогом Фридрихом в 1625 году Либаве дарованы были права города.
В настоящее время Либава, как город, может не без интереса оглянуться на 277- летнее свое существование. Продолжительное время Либава была мелким городком и имела:
В течение 110 лет количество населения Либавы увеличилось в 18.5 раз, или на каждые 100 жителей в 1801 году ныне насчитывается 1860 жителей. Столь быстрое увеличение количества населения замечается только в немногих городах. Это необычайное увеличение количества населения Либавы становится более ярким, если его сопоставить с данными в других городах. Так, например, на каждые 100 лиц населения сто лет тому назад сегодня насчитывается: в Петербурге-480, в Копенгагене-514, в Стокгольме-155, в Гамбурге-800 человек. Даже в самых крупных европейских городах количество населения увеличивается гораздо медленнее. Так в Париже на 100 лиц 100 лет тому назад ныне насчитывается 452, в Москве-472, в Вене-817, в Лондоне-726. В отношении прироста населения Либава опередила даже некоторые крупные американские города, например, Нью-Орлеан, Балтимор и др.
Рассматривая ближе вышеприведённые цифры, показывающие прирост населения Либавы, замечаем, что впервые резкое повышение численности населения города замечается в промежуток времени с 1863 до 1881 года. Либава, также как и другие города с латышским населением, быстро могла увеличиваться только после 1863 года, так как в 60-х годах
в Прибалтике были введены многие улучшения в экономической жизни края. В сельских местностях началось возрождение мелкой буржуазии, а в городах спали преграды для цехов, что дало возможность свободно развиваться промышленности. В 1863 году была облегчена свобода передвижения крестьян и они толпами хлынули в города, в том числе и в Либаву. В 1871 году Либава получила удобный путь сообщения - железную дорогу, давший возможность притока населения из самых отдаленных местностей российской империи.
В первое после этого время Либава играла выдающуюся роль как торговый порт, но с постройкою московско-виндавской железной дороги значение Либавы в этом отношении ослабло. Опасность в связи с этим уменьшения значения Либавы оказалась, впрочем, совершенно неосновательной, так как рядом с торговлею в Либаве гигантскими шагами развилась промышленность, являющаяся в хозяйственной жизни города одним из самых важных факторов. В 1840 году в Либаве было только одно промышленное заведение с 25 рабочими, в 1900 году уже имелась 31 фабрика с 4724 рабочими, а в 1910 году 61 фабрика с 7810 рабочими. За это время естественно увеличилась также общая стоимость продуктов производства крупной промышленности. В 1910 году все либавские фабрики вместе выработали товаров на 22 290 226 (22, 29 млн.) рублей. Крупная промышленность обеспечивает и дальнейший рост Либавы.
Либава является после Риги и Двинска (Даугавпилс) третьим большим латышским городом. Число её жителей, включая сюда пригороды, уже теперь достигает 100 000 тыс., но в культурной жизни латышей она все же продолжительное время не занимала видного места. Происходило это главным образом от того, что состав населения Либавы слишком пестрый и не одна народность в ней не была особенно многочисленна.
Теперь, из результатов последней переписи в процессе прироста населения усматривается определённая тенденция. Если проследить перемены в количественном отношении народностей, то ясно будет, что некоторые народности количественно непрерывно увеличиваются, количество же населения других народностей остается на прежнем уровне. Следующая таблица показывает распределение населения Либавы по данным четырех последних переписей. В Либаве было жителей:
Польско-литовское население за последнее время увеличилось больше латышского. Их относительное количество увеличилось с 14.9 % до 21.1 %. Абсолютно же количество латышей за все годы увеличилось больше литовцев, так как с 1897 года прибыло 11 029 латышей и только 8064 литовца.
Состав всех остальных народностей в Либаве относительно уменьшился: число евреев уменьшилось на 2.4 %, русских на 1,7 %, а немцев даже на 6,5 %. Абсолютное количество русских и евреев за все годы увеличилось.
Единственная национальность, количество которой уменьшилось в Курляндии как относительно, так и абсолютно, это - немцы. Небольшой рост был заметен только в Риге: в 1881 году там было 66 775 немцев, а в 1897 году 67 286. Такое увеличение очень ничтожно. Единственным исключением была Либава, в которой за это время количество немецкого населения увеличилось значительно. За время с 1881 по 1897 год число немцев в Либаве увеличилось на 16,6 %, а в течение последних 15 лет это число уменьшилось на 12 %. Таким образом и Либава, этот единственных город свидетельствовавший о приросте немецкого населения, потерял в этом отношении свою «репутацию». В 1881 году самою крупною народностью в Либаве были немцы. Но теперь окончательно констатировано не только относительное, но и абсолютное уменьшение их численности.
Последняя перепись ярко показывает, что отмеченная уже раньше тенденция не переменилась. Прибалтийские города, хотя медленно, но положительно теряют свой немецкий характер. Уменьшается количество немцев и вместе с тем и их влияние на местную жизнь. Их место занимают пришельцы, которые большею частью ищут и находят занятия в крупных промышленных предприятиях. Вместе с увеличением городов, увеличивается также и количество рабочих в промышленности и мелких предпринимателей, закладывающих прочное основание для оживленной общественной жизни.
Перепись населения Либавы интересна и в том, что она доказывает, что и после 1897 года население Прибалтийских городов не перестало быстро прирастать. Если Либава, пережившая в последнее время тяжелый кризис, могла увеличить свое население на 29 %, то нет сомнения, что и остальные города выросли значительно и быстро. Особенно это приходится сказать относительно Виндавы, которая несомненно увеличилась еще быстрее, а частью и относительно Митавы, которая с каждым днем все более и более принимает промышленный характер.
Вместе с тем данные последней переписи, хотя и не являющиеся, по условиям самой организации и производства этой переписи, точным отражением действительного состояния Либавы и её населения, дают, по нашему мнению, полные основания утверждать, что наш город пойдет и вперед неуклонно по пути своего дальнейшего развития. Много на этом пути ставиться Либаве всякого рода препятствий, много вреда ей приносят даже те, кто, казалось бы, призваны главным образом и исключительно пещись (заботясь - Л.В.) о её пользе. Но прочно установившаяся промышленная культура и жизненные силы большей части населения, вместе с известными природными преимуществами, выведут Либаву из нынешнего застоя и помогут её победить своих вольных и невольных, сознательных и бессознательных врагов».
Либава, 1890 г. Начало строительства коммерческого порта
P.S. По самым оптимистическим (официальным) подсчетам сегодня численность жителей Лиепаи сопоставима с численностью Либавы на начало XX века. Пережив экономический, культурный и демографический расцвет в 1911-13 гг. (110 тыс.) и в не менее "золотые" советские годы, Лиепая в настоящее время пожинает плоды вступления в не терпящее конкуренции третьих стран, общее европейское экономическое пространство, а строительство, несомненно необходимых, велосипедных дорожек и спортивных манежей, эксплуатация построенных российской империей коммерческого и Военного порта, вкупе с другими благами европейской цивилизации - безработицей и познанием мира через массовую эмиграцию, не затмят былой славы Либавы и Лиепаи.
________
Материалы по теме:
"К началу курортного сезона. Лиепая-2018/Либава -1913. Что изменилось?" "Наш Кургауз" "Кого ждет город"