Газета «Вестник Либавы». 29 июля 1906 года
Испытания моста через канал порта Императора Александра III
«Работы по возведению этого сооружения, которого с таким нетерпением ждут все портовые обитатели, за последнее время подвинулись настолько, что уже назначена особая комиссия под председательством инженер-полковника Корсакевича для производства всесторонних испытаний этого моста. Комиссия эта вчера приступила к выполнению своей задачи, начав с испытания прочности моста нагрузкою его определённой тяжестью и оставлением её на мосте в течение положенного техническими условиями срока. Для этого на сведённый мост накатывались железнодорожные платформы, предварительно взвешенные на вагонных весах. Мост блестяще выдержал это первое и самое главное испытание, значительно перевесив контрактные нормы.
Дальнейшим испытаниям, как нам передавали, будет проба поворотливости и разводки моста ручным способом и посредством электричества, а затем - испытание настила моста посредством пробега по нему экипажей. Затем, после окончания некоторых остающихся работ, мост предполагается открыть для публики».
Газета «Вестник Либавы». 12 августа 1906 года
«Мост через портовый канал вполне закончен постройкой, и вчера завершены испытания его разводки как в ручную, так и электричеством, а также был пропущен через мост несколько раз батальон Венденского полка и два орудия Либавской крепостной артиллерии для испытания прочности собственно мостового настила, так как самая конструкция моста была уже испытана раньше пробною нагрузкой. Сначала были пропущены через мост рысью несколько раз орудия, затем проходила пехота вместе, держась возможно плотнее, чтобы дать по возможности большую нагрузку. Все испытания мост выдержал блестяще. По слухам, в конце будущей недели будет открыто по мосту сквозное движение, как для пешеходов, так и для всякого рода грузов».
Испытания разводного моста. 1906 год. Фотографии публикуются впервые
1906 год
1906 год
_____________
Приказы и.о. командира порта имп. Александра III контр-адмирала Лидестрема по поводу окончания строительства разводного моста и сдачи его в эксплуатацию:
16 августа 1906 г.
"Объявляю для сведения жителей порта, что за окончанием всех испытаний металлического разводного моста через Портовый канал, в субботу 19 сего августа предполагается отслужить молебствие по этому случаю и затем открыть движение по самому мосту".
18 августа 1906 г.
"Ввиду готовности вновь устроенного металлического моста через Портовый канал для движения по нему предписываю технику Морской Строительной части Польскому немедленно принять все имущество означенного моста по описи в свое ведение, а также заведовать и штатом вольнонаёмных служащих при этом мосте, которых перевести с парома в указанном Отделом Заготовлений количестве".
_______________
Газета "Либавский Вестник". 20 августа 1906 года
Торжество освящения моста в порте Императора Александра III
"Со вчерашнего дня порт соединен прямой и непрерывною дорогою с городом без тех препятствий, иной раз совершенно непреодолимых, какие представляла собой первобытная паромная переправа через портовый канал, устроенная 13 лет тому назад для перевозки городовых, рабочих и прослужившая «верой и правдой» до сегодня, перевозя и больного, часами ожидающего парома, и доктора к больному, и барышню в туфельках и легком платьице, спешащую на танцы, и дельца, не располагающего лишней минутой времени, и школьников, встающих часом раньше положенного, и, наконец, самих рабочих, рискующих штрафом за опоздание.
Зимою, когда канал замерзал, и прорубь для парома заполнялась у берегов льдинами, препятствовавшими парому подойти к самой пристани, часто публика находилась на нем целыми часами, не имея возможности сойти ни на ту, ни на другую сторону. Постоянный ветер, от которого страдали не только люди, но и лошади, обязанные после пробега в разгоряченном состоянии непременно стоять на пароме без движения, и невозможность спрятаться от стужи довершали те бесчисленные неудобства, делавшие жизнь в порту прямо несносной для тех, кто нуждался в частом сообщении с городом.
Всему этому пришел вчера конец, и отныне для порта наш город стал вполне доступен. Поездка в город уже не представляется теперь мукой, лотереей с небольшими шансами на выигрыш, доступный только избранным счастливцам.
Мост для порта знаменует собой новую эру, меняя коренным образом весь прежний жизненный режим. И день 19 августа, когда этот мост открыт для движения, навсегда останется в памяти жителей порта.
Торжество освящения моста имело характер праздника внутреннего, почти семейного, своего портового. Тем не менее, оно вышло очень картинным и грандиозным.
Еще накануне весь мост был убран флагами и гирляндами. Над поперечными арками высились вензеля Государя и Государыни и аллегорическая эмблема промышленности: молот, циркуль, треугольник и пр., выделанные гирляндами зелени. Обе половины моста перед началом торжества стояли разведенными.
К 11 часам утра на портовую сторону канала к мосту прибыла рота матросов с хором портовой музыки, а на особо устроенном помосте поместилось все наличное духовенство Морского собора с полным хором портовых певчих, во главе с настоятелем собора, протоиереем Архангельским. Ровно в 11 часов утра прибыл и.д. командира порта, контр-адмирал фон Линдестрем, поздоровавшийся с командами. Здесь же находился и.д. строителя порта, инженер, полковник Корсакевич, он же и производитель работ по сооружению моста, все наличные инженеры строительства, много портовых офицеров, начальник жандармской команды подполковник Кальницкий, много дам, очень много матросов, рабочих, детей…
Перед молебствием протоиерей Архангельский произнес краткое слово, пригласив присутствовавших произвать благословение Божие на новое сооружение.
Прекрасно, как всегда, полно и звучно пел соборный хор под управлением г.Сирота. По окончании молебствования, после Царского многолетия и многолетия «Начальствующим, смотрителю и всем мастеровым и рабочим, потрудившимся при сооружении моста сего» - духовенство со святой водой при пении «Спаси Господи, люди твоя…» направилось на мост.
Барьер был открыт полковником Корсакевичем, а национальных цветов ленту, протянутую поперек моста и перегородившую путь процессии, перерезала супруга и.д. командира порта, госпожа фон Линдестрем. Медленно и торжественно двигалась процессия далее по мосту, при пении певчих, а затем при исполнении «Коль Славен…» хором музыки. Вторую ленту, протянутую поперек моста в конце его, обращенном к г.Либаве, перерезала супруга и.д. строителя порта госпожа Корсакевич. Когда процессия возвратилась на прежнее место, по мосту прошла рота матросов.
Адмирал провозгласил здравицу Государю Императору и Августейшей Семье, хор исполнил гимн, покрытый кликами «ура» всех присутствовавших. Затем и.д. командира порта объявил мост открытым для общего пользования. После этого, по желанию адмирала и всей публики, мост был еще раз на глазах всех разведен и опять наведен, и, наконец, все, кто прибыл на торжество в экипажах, во главе с и.д. командира порта проехались по мосту в обе стороны.
Огромная толпа народа осталась стоять на мосту, не веря в достигнутую, наконец, возможность легко и беспрепятственно переходить с одной стороны канала на другую. А внизу в последней агонии кончал свои мучительные рейсы неуклюжий паром".
________________
Материалы по теме -
"Часть 1. Разводной мост в Лиепае - 110 лет"