"Либавский Ллойд". апрель 1903г.
Прибытие Их Величеств в город в субботу. (23 августа 1903г.)
"Бесчисленные толпы народа заполнили все улицы, назначенные для проезда Их Величеств, площадь у моста представляла бесконечное, волнующееся море. Набережная канала, по которому проследуют Их Величества также были полные народом.
На эстраде близ городского павильона поместились 400 латышских певчих мужчин и женщин, при чём девицы почти все были в красивых национальных костюмах, с блестящими головными украшениями. В ожидании Их Величеств в городской павильон прибыли Министры Военный и Императорского Двора, Курляндский Губернатор Шталмейстер-Свербеев, Генералы Свиты Его Величества, Городской голова Цинк, гласные городской Думы, Представители Биржевого общества и иноверческих исповеданий, а также чины местных правительственных учреждений с их дамами.
В 3 часа 50 мин. Подошёл катер, на котором изволили прибыть Государь Император с Императрицами и Великая Княжна Ольга Александровна. На пристани их приветствовал Губернатор Шталмейстер-Свербеев и рапортовал Начальник торгового порта подполковник Бухарин. Затем Городской Голова г-н Цинк имел счастье поднести Государю Императору хлеб-соль на деревянном блюде, с чудной художественной отделкой из оксидированного серебра; Его Величество милостиво благодарил. В павильоне дамы поднесли букеты Императрицам и Великой Княжне. Казённый еврейский раввин Г.Кантор имел счастье поднести Его Величеству от еврейского общества пятикнижие на пергаменте в очень красивой серебряной оправе, с надписью: «В светлом взоре царя-жизнь». (прит.Солом.15).
Выйдя из павильона, Государь Император изволил принимать почетный караул от Венденского полка, а затем, сев в экипажи, отбыли в город.
Путь следования Их Величеств представлял небывалый никогда в Либаве вид- гирлянды, цветы, бюсты, бесчисленные флаги и тысячные толпы народа, волнующегося, с восторгом ожидающего проезда Их Императорских Величеств. Около городской Ратуши стояли дамы и дочери горожан в белых платьях и, на лестнице сверху, стояла девушка с пальмовой ветвью в руках изображающая «Россию».
По Большой улице шпалерами выстраивались представители и мастеровые разных городских цехов, со значками и цеховыми знамёнами; далее вольная пожарная дружина, затем городская пожарная команда. По Зерновой по обе стороны улицы от дома доктора Франка стояли члены двух либавских обществ велосипедистов с велосипедами, очень красиво задрапированными.
По Кургаузскому проспекту до самого Кургауза стояли рабочие со всех либавских фабрик, со значками с наименованием фабричного заведения. В кургаузном парке, начиная от переезда трамвайной дороги по аллее стояли шпалерами ученики и ученицы городских училищ, за тем коммерческого училища, на широкой аллее к лестнице- реального училища и мужской Николаевской гимназии, а против павильона курляндского дворянства- ученицы женской гимназии, причем в самом центре поставлены были питомцы Ольгинского приюта Николаевского Братства и приюта при арестном доме во главе с председательницами и членами комитетов.
В павильоне Курляндского дворянства красиво задрапированном материей и тропическими растениями, собрались Губернский и все уездные предводители дворянства, дамы и много дворян Курляндской губернии, а также представители правительственных учреждений Курляндской губернии.
Едва только Их Величества заняли места в экипажах у городского павильона, громовое несмолкаемое ура тысячной толпы понеслось по пути следования Их Императорских Величеств. Энтузиазм толпы- неописуем.
С Большой улицы Их Величества проследовали по Церковной и Сиротской улицам в Православную церковь Св.Троицы, где Их Величества с крестом и св.водою встретил Настоятель церкви протоиерей о.Петр Корелин. После краткого молебна и приложившись ко кресту, Их Величества, через Лесопильную площадь изволили проехать опять на Большую улицу, на которой остановились около городской Ратуши и изволили принять букеты, поднесённые девицами дочерьми городских чиновников.
Зерновая улица. Либава.
Далее Их Величества следовали по Зерновой улице и Кургаузскому проспекту и, заехав на Кургаузскую батарею, среди восторженных, неумолкаемых ура, прибыли к Дворянскому павильону.
При входе в павильон Их Величества были приветствованы Губернским предводителем Дворянства Светлейшим Князем Ливеном, поднёсшим Государю Императору хлеб-соль на роскошном деревянном блюде, отделанном золотом, а дамы поднесли Государыням Императрицам букеты, после чего Их Величества Государыни Императрицы заняли места за роскошно сервированным и убранным цветами столом.
Подносное блюдо, врученное императору Николаю II в Царском павильоне. Сейчас хранится в Эрмитаже (здание Главного штаба)
Подносное блюдо, врученное императору Николаю II городскими властями Либавы. Сейчас хранится в Эрмитаже (здание Главного штаба)
Царский павильон внутри.
Когда было подано шампанское, Светлейший Князь Ливен предложил тост за драгоценное здоровье Государя Императора и затем второй за здоровье Их Величеств Государынь Императриц. Оба тоста сопровождались криками ура присутствующих. После этого Государь Император, подняв бокал, изволил произнести: «От имени Государынь Императриц и Моего выражаю вам Нашу сердечную благодарность за радушный приём и гостеприимство. Я пью за здоровье Курляндского Дворянства и его процветание!».
Тост был принят восторженным, долго несмолкавшим ура. Затем Их Величества милостиво беседовали с дамами. После чего, простившись с присутствовавшими, изволили выйти из павильона.
Его Императорское Величество Государь Император милостиво принял хлеб-соль от волостных старшин, в числе 50 человек собравшихся со всей губернии, а также хлеб-соль от имени всех фабричных рабочих города Либавы и милостиво благодарил за поднесения, после чего Его Величеству имели счастье представиться восемь коммисаров по крестьянским делам. В зто время Государыни Императрицы изволили пройти к ученицам женской гимназии и приютов Ольгинского и арестного дома, милостиво интересовались у заведующих приютами дам о положении воспитанниц и изволили принять поднесённые ученицами букеты цветов, хлеб-соль и полотенца детской работы. Затем Император и Императрицы, подойдя к ученикам Николаевской гимназии, изволили принять хлеб-соль, поднесенный учениками от лица всех гимназистов и реалистов.
После этого, с разрешения Его Императорского Величества была снята фотография. За сим ИхВеличества и Княгиня Ольга Александровна в экипажах изволили проследовать на пристань и оттуда, на катере, в порт Императора Александра III. По улицам по отъезде Их Величеств долго гремело ура тысяч народа, а вечером весь город осветился роскошной иллюминацией, и тысячная толпа народа в неописуемом оживлении восторженно любовались красивыми вензелями обожаемых Царя и Царицы".
------------------
P.S. Царский павильон в приморском парке впоследствии использовался в качестве ресторации. В советское время был известен, как ресторан "Банга", сгоревший в 1977 году. В настоящее время готовится
проект по воссозданию первоначального облика здания для устройства в нем
круглогодичного кафе. Ресторан "Banga" после урагана 1967 года.