Заповедник Сомкханда. Контакты с местным населением.

Oct 02, 2013 13:20



ЮАР - страна контрастов. Контрасты проявляются во всем: в уровне жизни, в социальном обеспечении, в занятости, в местном
управлении, в культуре и спорте. За 20 лет что у власти находится черное большинство, многое изменилось в лучшую сторону
для черных, но далеко не для всех. Например, зулусы, - крупнейшая этническая группа ЮАР, которая составляет 80% населения провинции  Квазулу-Наталь. Много зулусов разбогатели, став крупными бизнесменами и большими чиновниками. Нынешний президент ЮАР - Зума, тоже зулус. Большинство же зулусов живут, как и прежде, в нищете, в деревнях и тауншипах, где нет водопровода и канализации, где безработица достигает 50%. У зулусов очень сильны общинно-племенные традиции. Сильны
настолько, что все вопросы в деревнях и общинах, решает старейшина - Индуно. Статус индуно в деревне очень высок. Он решает
любые вопросы и влияет на все. Вот к такому индуно местной общины мы отправились на следующее утро.

01. Резиденция индуно. Брет попросил работника заповедника, зулуса Зама, организовать встречу с индуно, чтобы объяснить,
что мы делаем, показать камеры и рассказать о проекте Пантера, попросить, чтобы их не трогали местные, и рассказать о шипах. Поскольку индуно не говорит по-английски, нам нужен был Зама, который должен был переводить на зулу и обратно. Встреча была
назначена на 9 утра, но когда мы подъехали к резиденции, там царила тишина.
Это красивое здание, обнесенное забором с колючей проволокой, и есть резиденция индуно и общественный центр по
совместительству. Сразу напрашивается два вывода: первое: воровство - это большая проблема, воторое: здесь, как и нас в Украине, денег на символы власти не жалеют.


02. Зулусы в деревне живут в основном в традиционных круглых домиках, рондавелах, без воды и, иногда, без электричества.


03. Основное занятие местного населения - скотоводство. Земля в этих горах скудная, огородов и полей я не видел, и чем еще питаются местные селяне для меня оставалось загадкой, пока мне не рассказали, что большинство живет на деньги заробитчан, которые едут в промышленные центры и шахты на работу и присылают деньги семье. Традиции у черных африканцев таковы, что
один работающий член семьи обязан кормить не только своих жен и детей, но и всех ближайших и не очень родственников, которые
нуждаются в помощи.


04. Двор рядового зулуса в деревне. Рондавелы из дров и камней, несколько маленьких прямогоугольных сараев и коробка из
пеноблока, которая может строиться годами, от случая к случаю.


05. Водопровода в деревне нет и пока мы ждали индуно, то наблюдали за тем, как местная пацанва добывает воду из колодца возле
администрации.


06. Сколько воды может натаскать один зулусский ребенок за день?


07.


08. Иметь тачку - это круто. Можно не только воду возить.


09. Вот оно, еще неиспорченное цивилизацией счастливое детство.


Индуно не спешил (акуна матата) и появился к десяти в компании нескольких стариков. Брет и Зама зашли в здание, а мы ждали их на улице, слушая удивительный местный говор. Когда разговаривают два уважающих себя зулуса, кроме, понятно, слов, речь изобилует междометиями и звуками, типа ааа, ооо, еее, уууу, гм, угу, которые демонстрирует заинтересованность слушателя и его личное отношение к теме разговора.

Через 15-20 минут Брет вышел на улицу.
- Ну как было?
- Ммм, не знаю. Говорил Зама с индуно в основном. Но Зама сказал, что индуно сказал, что "ок", но дети могут таскать камеры на
игрушки, если найдут.
- А что про шипы?
- Он первый раз слышит, но я ему не верю.

После встречи в деревне мы в очередной раз сыграли в рулетку и поехали устанавливать камеры без запасного колеса, но с двумя спустившими в кузове. Проехав километров 10 по горам, одно колесо спустило полностью, и мы опять застряли непонятно где, и было непонятно, как выбираться, т.к. связь отсутствовала.
Брет предложил накачать колесо и ехать обратно, периодически его подкачивая. Попробовали это сделать, но воздух не задерживался. "Голь на выдумки хитра" подумал я и предложил залепить место прокола в покрышке жвачкой. Прилепил жвачку, но воздух стал надувать пузыри. Вставил палочку в дырочку  залепил еще раз жвачкой - шипение прекратилось. Поплевав через плечо, едем в сторону лагеря. В итоге моя самодельная затычка продержалась хорошо. Лишь один раз пришлось остановиться, чтобы подкачать колесо.

10 .Сегодня был самый холодный и ветреный день. Воздух был прозрачный и удалось сделать несколько красивых фоток по дороге в лагерь.

11. Горы Убомбо возле Мкузе.


12. Гвинейские цесарки бегут на перегонки с машиной.


13. Мы победили в забеге. Конкуренты сошли с дистанции.


14. Бескрайнее море бушвельда.


По возвращению в лагерь нас ждало две новости. Завтра - последний день в Сомкханде, нас решили перебросить послезавтра в заповедник Танда, где на следующей неделе будет проводиться операция по отлову гиеновидных собак и нужны лишние пары глаз и рук. И послезавтра же в лагерь приезжают дети из соседней деревенской школы, где у них несколько дней будет что-то вроде выездного урока природоведения.

Наступил последний день в Сомкханде.
15. Утром был сильный туман над озером.


16. И красивый восход.


17. Ночь была холодной, когда солнце осветило озеро, над ним еще клубился туман.


18. Прогуливаясь с утра по лагерю обнаружил красивую резную дверь со слоном в одном из домиков.


19. Сразу после завтрака сходили снять результаты с камеры, установленной на противоположном берегу озера. В итоге на снимках "запечатлились" антилопы импала, куду, ньяла, обезьяны верветки, зверки генета и даже буйвол. Ни носорога, ни леопарда не было,
но результаты меня все равно удивили. Камера была установлена прямо напротив лагеря, и всех этих животных мы в лагере не видели. Вот так выглядит наш лагерь с противоположного берега озера.


20. И опять гнездо ткачика.


Утром в лагерь приехала толпа шумных и веселых черных женщин и мужиков, которые начали готовить лагерь к приезду детей. Привезли кучу продуктов и заняли всю кухню огромными кастрюлями и мешками. Правда, пообещали нас накормить тем, что наготовят. Тетки шуршали целый день на кухне и в комнатах. До обеда мы сидели в лагере, пока Брет ездил на шиномонтаж. На обед нас покормили нас накормили местным блюдом - пабом. Паб - это пшеничная или кукурузная каша с жаркое в острой подливке. Черные едят паб каждый день.
После обеда отправились установить камеры на тех сайтах, куда мы не добрались за прошедшую неделю.

21. Равнинная часть заповедника. Сочная зелень после пожаров.


22. Южная граница заповедника и долина реки Мкузе.


23. Сегодня заехали в самую удаленную часть заповедника в поисках места для камеры. Наткнулись на большое количество костей
и рогов.


24. Райан примеряет их на себе.


25. Нашли неплохое место для вечернего кофе. Глубокое ущелье реки Мкузе - естественная граница заповедника Сомкханда.


26. Боязливые самочки импал на закате повернулись задом к машине и делают вид, что их нет.




Возвращались в лагерь уже в темноте. Светили красным прожектором по кустам, в надежде увидеть что-нибудь интересное. Замерзли как цуцики, но кроме антилоп и зайцев никого не встретили. Пора менять место дислокации.

Предыдущие посты о путешествии в ЮАР:

Волонтер, ЮАР, Африка, животные, Заповедник

Previous post Next post
Up