Пантуранизм или о планах Турции на Евразийское господство -3

Dec 23, 2015 11:50

[Пантуранизм или о планах Турции на Евразийское господство -1]http://pontokot.livejournal.com/593594.html
[Пантуранизм или о планах Турции на Евразийское господство -2]http://pontokot.livejournal.com/593874.html


«Демократия - это лишь поезд,
с которого мы сойдём,
как только достигнем цели.
Мечети - наши казармы.
Их минареты - наши штыки.
Их купола - наши шлемы.
Верующие - наши солдаты».
(Гок-альп)

В первой половине XIX века государственные деятели Турции, желая спасти Оттоманскую империю от вмешательства иностранных держав во внутренние дела государства и этим предупредить распад империи, решили реформировать административно-политический уклад жизни страны, уравнивая всех граждан в правах без различия вероисповедания. Основы этой реформы (танзимат) изложены в высочайшем манифесте Султан-Абдул-Азиза, получившем историческое название «Гюльхане Хати Хумаюни».



Султан-Абдул-Азиз

Деятели «танзимата» думали этим либерализмом дать некоторое удовлетворение стремлениям христианских народов империи и примирить их с турецкой государственностью. Но христианские народы, воодушевленные идеями революций 1848 года, так глубоко затронувших все народы Востока Европы, не могли удовлетвориться «Хаттом», тем более, что за этими народами стояли те или иные европейские государства, а в частности императорская Россия.
«Танзимат» не оправдал себя. Он не мог умерить центробежное стремление христианских народов. Они были уже охвачены национальными движениями.

И в данных условиях кризиса идеологии и формирования народов и этносов и появляются идеи объединения тюркоязычных народов по одному языку.

Временем рождения идеологии, высшей точкой которой является пантуранизм, следует считать самый конец XIX в. Причем местом ее рождения является отнюдь не Османская империя, а Россия. В атмосфере революционных настроений, бродивших тогда призраком по территории Российской империи, в интеллектуальной среде татар-тюрок Поволжья родилось и оформилось национал-революционное движение - "джадидизм".

[Spoiler (click to open)]Джадидизм (от араб. усул-и-джадид - новый метод), буржуазно-либеральное, националистическое движение, зародившееся в 80-х гг. 19 в. среди татарской буржуазии в Крыму и Поволжье, в Азербайджане, а с 90-х гг. 19 в. распространившееся в Средней Азии. Первоначально - узкое, культурническое движение за реформу старой системы мусульманского образования (обучение грамоте путём зазубривания отдельных сур Корана), за необходимость европейского образования для мусульман.

С одной стороны, джадидизм окормлялся идеями европейских и русских социалистов, с другой - работами западноевропейских этнографов, обосновавших общность тюркских народов.
Самыми авторитетными среди джадидистов следует признать Исмаила Таспринского, Али Гуссейна Заде и Юсуфа Акчурина. Статья последнего "Три политические системы", вышедшая в 1903 г. в Каире, идеологически оформила идеи пантюркизма.

В самой Турции идеи пантюркизма были подхвачены несколько позже. Их появление было обусловлено тем кризисом, в котором оказался деспотический режим султана Абдул-Хамида II. Султан, не согласуясь с современными для него реалиями, совершенно не допускал никаких преобразований в рушившейся империи.
Последовательный панисламист, он мечтал о ренессансе Оттоманской империи как центре притяжения всего мусульманского мира и жестоко пресекал любые иные точки зрения.



Султан Абдул-Хамид II

Панисламизм - религ.-политич. идеология, оформившаяся в последней четверти 19 в. В основе П. лежат представления о том, что ислам обеспечивает наднац. и надкласс. общность и что политическое объединение мусульман под главенством халифа важнее всех др. гос. и политических объединений.

Фактический крах идей оттоманизма, совместно с недовольством народа вынудили турецких интеллектуалов искать идеологические основы постхамидовской Турции.

Оттоманизм -декларировал «равенство всех османов», т. е. всех подданных Османской империи без различия их национальности и религии.

Перед ними был пример воплощения в жизнь идей пангерманизма. Одним словом, идеи российских пантюркистов пришлись ко двору.

В 1908 г. в Турции произошла младотурецкая революция под предводительством Энвер-паши и общества «Единение и прогресс».



Энвер-паша

Единение и прогресс (осм. - İttihâd ve Terakkî, тур. İttihat ve Terakki) - политическая партия турецких буржуазных революционеров - младотурок. Основана 21 мая 1889 под названием «Общество османского единства». Позже объединилась с парижской группой младотурок и была переименована в «Османское общество единения и прогресса» .

В результате революции общество пришло к власти и затем было преобразовано в партию.

В стране стремительно развиваются идеи Османизма. Делается попытка всё население Турции превратить в турок. Малые народы (греки, армяне, курды и другие) всячески этому сопротивляются, вызывая недовольство правящих кругов. В стране распространяются идеи пантюркизма, как основы будущего развития Турции.

Османизм -декларировал «равенство всех османов», подразумевая под османами только турок, и требовал отуречивания всех нетурецких народов империи с целью создания «единой османской нации».



Энвер-паша

Основываясь на данных идеях страна обращает своё внимание на Азербайджан - входивший тогда в состав Российской империи. Начинается культурное проникновение в него. Этому, однако помешала Первая Балканская война, в результате которой Турция потеряла значительную часть своей европейской территории. Проигрыш Турции привел к падению популярности идей пантюркизма и снижению культурного давления на Закавказье.
Была сделана попытка реанимировать эти идеи - Зия Гок-альп и Халиде Эдиб Адывар, в 1912 году выпустили Роман «Ени Туран» («Новый Туран»), где прославлялось прошлое и будущее тюрского народа. В данном романе была предпринята попытка противопоставить пантюркизм - значительно набравшему популярности панисламизму, для этого в романе использовалась Волчица, как символ нации тюрков, которому они поклонялись до принятия ислама. Однако, в широких слоях населения этот роман значительного отклика не имел.

После вступление Турции в Первую мировую войну элитой была предпринята новая попытка реанимации идей пантюркизма. Поскольку территория Азербайджана, Средней Азии и поволжских тюрок находилась в Российской империи, поэтому кроме пропаганды этих идей как внутри своей страны, так и в Российской Империи, была сделана ставка на уничтожение клина нетурецких народов между Турцией и Азербайджаном. Именно так появилось идеологическое обоснование Армянской резни 1915 года.
Но, даже подобная попытка решения вопроса не сделала из армян и других народов - турок.

В 1918 году произошла капитуляция блока срединных держав, в число которых входила и Турция. Антанта, без участия России, производит частичную оккупацию страны. Многие из входивших в правительство младотурок вынужденно эмигрируют. Сами идеи младотурок значительно потеряли популярность среди основной массы насления.

В Советской России, не смотря на сначала достаточно лояльное отношение к идеям пантюркизма, происходит столкновение, в том числе вооруженное, с носителями этой идеи во время гражданской войны и происходит понимание идеологии этой идеи. Как результат этого, начинается серьезная борьба со стороны Советского государства с идеологическими разрушителями СССР:
Уже десятый съезд Компартии 1921 года отнес пантюркизм и панисламизм к проявлениям «буржуазно-демократического национализма»

В 1923 году было проведен суд, вошедший в историю под названием «султангалиевщины», от имени татарского коммуниста М. Султан-Галиева, выступившего против сталинского пути решения национального вопроса. Надо отметить, что так называемая «султангалиевщина» не была вымыслом следователей и пропагандистов, за ней действительно стояла (впрочем, безнадежная с самого начала) попытка соединить идеологию пантюркизма с национальной политикой советской власти. Среди татарских коммунистов в 1920-х годах получила распространение (правда, в довольно узких кругах и весьма ненадолго) идея образования в центральной России независимого государства - социалистической Республики Туран. Также в Средней Азии существовала тайная организация «Ирк», которую возглавлял Туран Рыскулов - он рассматривал Туркестан как независимое от России образование, возможный центр «Туранского государства».

В 1919 году в результате конфликта начинается Вторая Балканская война. Греческие войска доходят до Анкары. В этих условиях, распада управления страной, молодой прозападно настроенный офицер Мустафа Кемаль (Ататюрк) проявив организационный и военный талант и опираясь на поддержку неоккупированного населения Анатолии и Французскую помощь, добивается разгрома греческих войск и восстановления управления страной на её сегодняшней территории.



Мустафа Кемаль (Ататюрк)

Обеспечив устойчивость власти, Мустафа Кемаль (Ататюрк) проводит реформу государственного управления и начинает реформирование остальных направлений жизни населения Турции с целью максимально сформировать Турцию как Европейскую страну. Отбросив идеологию национализма и пантюркизма. Хотя идеологи пантуранизма и утверждают, что Кемаль отказывался от этой идеологии только на словах.

«…Собирать различные народы под общее название и управлять этими разнородными элементами на основании одних и тех же, правил и законов - программа хотя и привлекательная, но обманчивая. Даже идея создания единого государства, долженствующего охватить всех тюрков мира, есть также несбыточная мечта. Этот факт зафиксирован крайне кровавыми горькими событиями, которые переживались на протяжении нескольких веков.

История не дает нам ни единого факта и случая, указывающего на успешное применение политических систем панисламизма или пантуранизма. Судьба государств, образованных не на расовых, а на общечеловеческих началах, но с целями завоевательными, отмечена историей! Итак, мы далеки от всяких завоевательных поползновений. Что же касается создания государства на базе гуманитарных идей, заставляющих людей забыть всякие национальные чувства и особенные интересы, то для этого требуется наличие соответствующих условий.

Мы находим, что единственная ясная и реально применимая политика - это политика национальная.
Реальное состояние современного мира и его общие условия и факты, которые веками закреплены в умах и характерах, не позволяют нам совершить недопустимый грех быть утопистами в политике.
Таков смысл истории. Таково веление науки, ума и логики.

Для того, чтобы наш народ был силен, жил счастливой жизнью и благоденствовал, надо, чтобы государство вело вполне национальную политику. Необходимо также, чтобы политика соответствовала вполне нашему внутреннему государственному строю.

Когда я говорю о национальной политике, то имею в виду следующее:
Оставаясь в пределах своей национальной политики и, прежде всего, базируясь на свои собственные силы, сохранить свое существование и работать над благоденствием страны, в целях достижения настоящего счастья и благоденствия ее. Конкретно говоря, не подвергать народ разорению в погоне за несбыточной и утопической мечтой. Ожидать от культурного мира культурного и человеческого отношения и поддерживать с ним взаимную дружбу»…

(Речь Кемаль-паши произнесенной им перед конгрессом народной партии в 1928 году)

Страна открылась для западных идей и идеи пантюркизма еще больше теряют популярность. Однако один из основных идеологов пантюркизма Джевдет продолжал оказывать значительное влияние политику и лично на Мустафу Кемаля (Ататюрка)



Мустафа Кемаль (Ататюрк)

Кемаль-паша находился в жёсткой конкуренции с лидерами младотурок и не допустил их возвращения в Турцию, и хотя его цели в основном совпадали с целями младотурок, но сам Кемаль-паша считал пантуранизм и пантюркизм «фантазиями», поэтому после победы Кемаля многие младотурки хоть и поддержали созданную им Республиканскую народную партию, но не согласившись с самими реформами, достаточно большая часть из них, эмигрировали.

Судьба эмигрировавших младотурков сложилась по-разному, некоторые из них, как например, возглавивший движение басмачества Энвер-паша, пытаясь претворить в жизнь положения пантуранизма-пантюркизма, погибли в Средней Азии и других вооруженных конфликтах,

В феврале 1922 руководимые Энвер-пашой басмаческие войска захватили Душанбе, затем был организован поход на Бухару. За короткое время он смог занять практически всю территорию Восточной Бухары и значительную часть запада эмирата. Советские представители неоднократно предлагали ему мир и признание его власти в Восточной Бухаре, однако Энвер-паша занял непримиримую позицию и требовал полного ухода советских войск из всего Туркестана. После нескольких проигранных сражений, штаб басмачей вместе с Энвер-пашой был уничтожен Красной армией.



"Только представь это и этого будет достаточно" Энвер-паша

После развала СССР, властями Таджикистана, останки Энвер-паши эксгумировали и торжественно передали президенту Турции Сулейману Демирелю 4 августа 1996 года. В день смерти Энвер паши был совершен Джаназа-намаз в Шишли Джами и прах Энвер паша был похоронен с воинскими почестями в кладбище Абидеи Хурриет в Стамбуле.

Некоторые - особенно теоретики, осев в Европе продолжили разработку идей пантюркизма и пантуранизма. Например, Зареванд, выпустивший в 1930 году, в Париже книгу «Турция и Пантуранизм» в которой впервые сформулировал основные положения «Пантуранизма» как идеологии.
Мустафа Кемаль (Ататюрк) приложив значительные усилия для построения республики по Западному типу, не сумел, однако полностью устранить из политической жизни влияние пантуранистки настроенных политиков.



Похороны Мустафы Кемаль (Ататюрка)

И после его смерти в 1938 году, вследствие отсутствия давления со стороны властей, их пропагандистское влияние на граждан страны значительно усилилось. Началось возвращение теоретиков и уцелевших практиков данного политического течения.

Началось возрождение пантуранизма.



Пропагандистский плакат

продолжение следует...

турция, пантуранизм, туран, пантюркизм

Previous post Next post
Up