Пантуранизм или о планах Турции на Евразийское господство -1
Dec 21, 2015 11:56
Решил рассказать немного о Турции, её планах и реализации планов этой страны на гегемонию на Евразийском континенте. Все перечисленное называется простым словом - ПАНТУРАНИЗМ.
Сначала самое неинтересное, но нужное - термины и понятия. А так же история происхождения этой идеи:
Клянусь Аллахом, Кораном, Родиной и её знаменем. Мученики и бойцы могут быть уверены: идеалистическая молодёжь Турции будет до последнего человека, до последнего дыхания, до последней капли крови сражаться против коммунизма, капитализма, фашизма и всех видов империализма. Наша борьба будет продолжаться, пока национальная Турция не создаст Великий Туран. Мы никогда не отступим. Мы победим. Да хранит Аллах турок и возвеличит их. Аминь (Клятва вступающего в турецкую националистическую организацию «Серые волки», она же «Клятва идеалиста»)
Термин Пантуранизм, весьма примечателен в психологическом смысле. Дело в том, что истинное понимание значения данного термина, преднамеренно размыто и искажено. Вследствие чего каждый вкладывает в это понимание, что-то своё. Однако, для людей, направляющих и управляющих развитием пантуранизма, ясность понимания их целей является достаточно определенной. Чем и обуславливаются политические процессы, происходящие в Тюркском мире и на постсоветском пространстве.
[Spoiler (click to open)]Вообще Туранизмом (или пантуранизмом) в исследовательской литературе обычно называют движение или идею политического, культурного и этнического единства всех тюркоязычных народов, к которым присоединяют и венгров, и эстонцев, и финнов. Сразу отметим, что среди угро-финнов туранские идеалы особо широкого распространения не получили: разве что в Венгрии, где существовало и Туранское общество, и с 1913 по 1970 год издавался журнал «Туран».
Туранизм (пантуранизм) в широком смысле понятие более объемное, чем тюркизм или пантюркизм, объединяющий лишь тюркские народы. Но, скажем прямо, что какого-то устоявшегося понимания этих двух терминов нет даже у исследователей, специально занимавшихся этими вопросами. Так, Чарлз Хостлер дает понятие «пантюркизм» как движения тюркоязычных народов, но турецкая исследовательница Зюхра Ондер, цитируя Хостлера, произвольно заменяет «пантюркизм» «пантуранизмом». Именно так, по-разному понимались эти термины на протяжении десятилетий и учеными, и политиками. При этом и сами сторонники тюркского единства часто употребляли оба этих понятия в качестве синонимов.
Большинство исследователей не разделяют термины Пантюркизм и Пантуранизм, утверждая, что эти термины являются синонимами, в частности Пантюркизм (пантуранизм) - культурное и политическое течение, идеология, распространенная в государствах, населенных тюркскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости их политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности. Сформировалось во второй половине XIX века
Однако, в новейшей истории, вследствие культурной и политической экспансии Турции на территориях стран образованных после распада СССР, фактически произошло разделение этих двух терминов.
Пантюркизм - идея объединения всех тюрков (носителей тюркского языка) в единое государство на основе единой культуры.
Пантуранизм - идея объединения территорий проживания тюрков и носителей тюркского языка в единое государство, под руководством Турции, с ассимиляцией не тюрков.
Но, в практике диспутов и политике, использование термина пантуранизм сознательно заменяется термином пантюркизм.
Впервые Туран (как Турия) появляется в священных текстах зороастрийцев-огнепоклонников, как центр сосредоточения сил, враждебных Арии (современный Иран). В словаре Брокгауза и Ефрона прямо указано о древнейшем противостоянии оседлого иранского (в словаре - "арийского") и кочевого тюркского (монгольского) этнографического элемента.
Борьба в древности оседлых племен с Великой Степью (по Гумилеву) - вещь обычная. Но если для кочевников она была лишь банальной частью жизни, то для оседлых народов носила поистине эсхатологический характер. Эсхатоло́гия (от греч. ἔσχατον - «конечный», «последний» + λόγος - «слово», «знание») - система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной или её переходе в качественно новое состояние.
Об этом, в частности, подробно говорится в эпической поэме «Шахнамэ» Фирдоуси (в переводе С. Липкина, В. Державина). Шах-наме́ («Книга царей», «Книга о царях») - выдающийся памятник персидской литературы, национальный эпос иранских народов. В «Книге царей» описывается история Ирана от древних времен до проникновения ислама в VII веке.
Сами древние Иранцы объясняли это тем, что Тур (владетель Турана) и Сальм, обуреваемые ревностью, заманили к себе младшего брата Ираджа, которому отец передал в удел Иран, и обезглавили его. С тех пор между Ираном и Тураном не прекращались войны.
«Ответил Гарсиваз: "Я речь веду Не про свою обиду и беду. О споре меж Ираном и Тураном, О горе, что грозит соседним странам, О сущности вражды я полон дум, Мне мудрые слова пришли на ум: «С тех пор как Тура бог покинул правый, Настало зло, воюют две державы» Там же говорится: "Иранцы и с войском Туранским сошлись. Сомкнувшись двойною железной стеной, две рати простор наводнили степной", с.184.
"стяг черный - Турана изрезан в куски", с.186
Туранский царь Афрасьяб, обращаясь к своим советникам, сообщает, что враждебный Иран осмелел (чего раньше не было):
"Я был под защитой небесных светил, владыками гордыми повелевал, никто на пути у меня не вставал Со дней Менучехра до наших времен Ираном Туран не бывал покорен. А ныне враги сквозь полночную тьму дерзнули пробраться к дворцу моему. Стал робкий - отважным; олень осмелев к берлоге идет где покоится лев", с.194-195.
В общем данное вооруженное противостояние продолжалось достаточно длительную, исторически, эпоху. Да, и сейчас продолжается. Возникшее в результате чего противопоставление и обуславливало фиксирование данного термина, как обозначение для области проживания кочевых тюрков. В мусульманской же истории, термин Туран закрепился, как название для современной Средней Азии.