Наконец удалось вырваться в не столь далекие от города места.
Начал с поселка Владимирово. Со второго захода удалось найти место падения МиГ-23УБ.
Привожу краткую информацию об этом событии:
"29 августа 1988 г. катастрофа самолёта МиГ-23УБ, аэродром Нивенское, лётчики к-н Коржов М.С. и к-н Рымарь А.И.
При взлете в двигателе произошел обрыв лопатки турбины, пожар и отказ управления. По курсу взлета находился поселок Владимирово. Экипаж до последнего уводил самолет от поселка и перед столкновением с землёй предпринял попытку катапультирования, но из-за дефицита времени не успел (сошли только фонари кабин) Самолет столкнулся с землей в 100м от жилых домов. Экипаж погиб.
(Вот так примерно выглядел этот самолет:)
А на этой фото - одна из спарок 689 гв. ИАП, может быть, та самая:
За мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1989 года к-н Коржов М.С. и к-н Рымарь А.И. награждены орденами Красного Знамени (посмертно)".
Смею предположить, что в воздухе с момента возникновения аварийной ситуации все происходило молниеносно, и то, что летчикам удалось изменить траекторию падения самолета, - чудо. Дома поселка действительно рядом:
Сам памятник основателен и очень ухожен. Видно, что делали от сердца с живой памятью о погибших. Видимо, построен усилиями ТЭЧ полка на средства однополчан погибших летчиков. Бетонные аэродромные плиты, якорные цепи, столбики из сварочных баллонов, стела - плоскость от МиГ-19. Удивительно, что в лихие 90 ее не свандалили охотнички за цветметом. Может, оставалось еще что-то святое в людях, а может, место укромное. В день части (689 гв. ИАП) и 9 мая каждого года сюда приходят ветераны полка.
Добавлю, что вокруг горела подожженная кем-то трава, и было ощущение, что произошла эта катастрофа только что.
Кирха Тарау заслуживает отдельной статьи и я думаю, что пусть это сделает уважаемый
friedlaender А дальше был недействующий аэродром "Нивенское" (позывной "Мажорный", ВПП 2600х50, посадочный курс 070/250). Хотя ничего особо мажорного сейчас там нет.
Не буду особо расписывать про историю 689 Гв. ИАП имени Покрышкина, об этом можно много почитать, также и про то, почему аэродром перестали использовать. Есть целая книга, написанная Сергеем Жванским - "Легендарный полк", его статьи в авиажурналах.
В двух словах - аэродром занимали два полка - истребители (689 Гв. ИАП) и вертолетчики (288 ОВП). Истребители принимали участие в "Пражской весне", служили в системе ПВО страны, а вертолетчики летали в Афгане, Чернобыле и Чечне.
Огромное число людей служило на этом аэродроме, у многих с ним связана вся жизнь.
Как известно, аэродром жив, пока на нем есть люди и самолеты. На "Нивенском" их нет с 2002 г.
Вернее, есть один - в центре гарнизонного поселка "Северный". Это МиГ-19, первый советский истребитель, преодолевший сверхзвуковой барьер. Истребители МиГ-19С и МиГ-19П стояли на вооружении полка в 60-70-е. Данный самолет модификации П - перехватчик, о чем говорит "наплыв" на носовой части - обтекатель РЛС.
С удовлетворением отмечаю, что самолет попытались обновить - помыли, нанесли свежую краску. Однако работа осталась недоделанной.
Для сравнения: еще год назад самолет выглядел вот так:
Второй такой же самолет стоит у бывшего КПП бывшего КВАТУ, которое сейчас разбирают, чтобы построить там очередную многоэтажку. Об этом тоже будет статья.
Вот эти самолеты на аэродромном перроне:
В поселке многое осталось от немецкой эпохи. Казармы, деревья, дороги. Бордюры/поребрики нужное подчеркнуть еще несут на себе остатки белой краски. Ну и, конечно, типовые гарнизонные пятиэтажки, построенные воинами-строителями.
Аэродром. На него нельзя выехать - закрыто шлагбаумами и просто бетонными блоками. Зато можно гулять, чем жители и занимаются.
МРД с остатками разметки:
Здание ТЭЧ. "Слава Российской Авиации"
Нашлась еще фотка из недавнего прошлого:
И еще одна: группа техников на фоне камуфляжных пятен, которые нанесены на ворота ТЭЧ и все еще видны:
Массивные ворота тэчи приоткрыты, настолько, чтоб можно было просунуть фотоаппарат. Остальные входы заложены. Внутри как-будто недавно подмели и вот-вот вернутся...
ВПП, по которой 29 августа 1988 г. взлетел навстречу своей Судьбе МиГ-23УБ
Здание штаба. Первый этаж занимал штаб 288 ОВП.
Штаб вертолетной эскадрильи:
Вдалеке видны руины КДП. Почему-то пострадал сильнее всего.
Вокруг вовсю горят поля. Такое ощущение, что на аэродром только что налетела вражеская авиация.
А в 70 годы здесь было по-другому:
Когда я добрался до капониров, небо уже основательно затянуло дымом. Вражеские самолеты улетели, оставив хаос и дестрой.
Некоторые капониры закрыты, некоторые открыты. В открытых - мусорно. Они заброшены с 89 года, когда на смену МиГ-23 пришли СУ-27, которые в эти капониры не помещались. А капониры - отапливаемые, стоили советскому государству бешеных денег.... Их очень много, не считал, но думаю - на всех хватало.
Фото для сравнения, 12 лет назад. Самолёт разобран для наземной буксировки в Чкаловск. Своим ходом перелететь смогли не все.
Как видно, капониры уже тогда не блистали состоянием:
На заднем плане - гарнизонный поселок Южный, в котором жили лётчики (некоторые живут и теперь).
Ну и теперь:
Фашист пролетел:
Видны пятиэтажки гарнизонного поселка Южного. Всё было рядом.
Эти же пятиэтажки на фото 1984 г. Видны на заднем плане, на переднем - офицеры 288 ОВП перед отправкой в Афганистан.
Торец ВПП. Еще не смыло дождями "зебру".
В общем, что я хотел бы сказать? Аэродром все еще ждет чуда. Жаль, не хватило сил дойти до КДП и вертолетной стоянки.
КДП разрушено, другие здания целы, стекла выбиты не все. Бетон порос быльём. Следов наличия действующей комендатуры аэродрома нет. Все потихоньку разрушается. Не так мертво, как на Балтийской косе. Но, смею предположить, - это вопрос времени. Хочется верить в чудо, что аэродром восстановят и здесь возобновятся полёты.
Эмоций много. Аэродром днём и ночью жил, жужжал, грохотал, ревел и свистел, говорил командирским голосом через ретранслятор-матюгальник, горел огнями подсветки, гудел моторами грузовиков, составлял смысл и цель жизни тех, кто на нем служил. Потом его покинули люди и самолеты, и он начал угасать. Теперь там тишина.