По теме, по-хорошему, должны высказаться водители, но, как человеку, от руля далёкому, ситуация видится в целом. Думаю, водители ещё добавят.
Расскажу тут немного о путях-дорогах, которые довелось проехать за две недели экспедиции. Практически не было дня, когда бы мы куда-нибудь не ехали; пройдено около 6000 км.
Перед выездом люди, далёкие от сибирских дорог, участливо спрашивали - вытянет ли наша машинка забайкальские дороги. Как показала практика, вытянула, и не так страшен чёрт. Обо всём по порядку.
Федеральные трассы М53 и М55
Для того, чтобы добраться до забайкальских сёл из нашей Новосибирской глуши, надо проехать всю федеральную трассу М53 и бОльшую часть трассы М55. В целом трассы похожи, и даже толком не заметно, когда одна переходит в другую.
В целом почти на всём протяжении трассы вполне нормальные, даже на нашей перегруженной и просто старой и больной Мазде можно идти 100 км, где это не карается ДПС. По пути периодически (не часто) встречаются населённые пункты прямо на трассе - тогда, конечно, скорость приходится сбавлять. По российским меркам дорога почти везде хорошая - если не считать "Полного Замзора", о чём будет чуть ниже. Иногда, правда, пропадает разметка - но это бывает редко.
Но, конечно, стоит отметить, что федеральная трасса, то есть фактически без-альтернативная дорога с запада на восток страны и обратно, является однополосной дорожкой без разделения встречных полос. В итоге одна фура может собрать за собой изрядный хвост желающих обогнать; а выезд на встречку чреват известными последствиями; мест для обгона на протяжении всей трассы не предусмотрено, так что альтернативы встречке нет.
Это, естественно, сказывается на общей скорости движения по трассе. Как ни странно, ночью двигаться удаётся практически не медленнее, чем днём - по причине отсутствия фур и вообще машин на дороге. По пути "туда" так и делали - ехали ночью, а днём спали. Не от хорошей жизни всё это.
В итоге на обратном пути мы проезжали аварию с летальным исходом - как раз из-за выезда на встречку. Вот вам и экономия на дорогах. Движение по дорогам достаточно бойкое почти на всём протяжении трассы, так что это не асфальтирование тундры получится.
Полный Замзор
По названию населённого пункта, где федеральная трасса М53 превращается в направление, мы стали называть любое нарушение дороги. Но в этом месте дорога реально плохая.
Несмотря на то, что Бурятия и Читинская область как бы дальше от Москвы, там таких разрушений мы не запротоколировали. А вот Иркутская область в этом плане очень сильно отличилась.
Где-то недалеко от Тайшета, что рядом с границей с Красноярским краем, находится с. Замзор. В этом месте строится прямая и хорошая дорога, но сейчас федеральная трасса идёт в обход, по каким-то буеракам. Причём местами с этого объезда можно увидеть дорогу вполне себе супер-качества, но машинки туда не пускают. И, как говорят наши участники, которые по этой дороге проезжали лет несколько назад, в прошлый раз было то же самое.
Федеральная трасса М53 в районе с. Замзор. Ахтунг, панцер!
Фото сделаны по пути назад, так что хронологический порядок - как при вьезде со стороны Иркутска.
За 10 дней, которые мы провели в Забайкалье, на этом фронте работ не видно вообще никаких изменений - по крайней мере в тех местах, которые видно с объездной дороги. А сезон строительный того, идёт.
И знак ограничения скорости в 70 км на этой стиральной доске выглядит как издевательство - там 40-то ехать страшно.
Участок в районе Замзора - 8 км плохой дороги. Мы ехали его порядка 16 минут; итоговая средняя скорость около 30 км/ч. Это ещё фактически без пробок, а они там вполне возможны.
Click to view
Небольшое видео о дороге по Замзору - снято на относительно хорошем участке дороги.
Нижнеудинск
Есть на трассе М53 - и снова в Иркутской области - ещё одно место, страшное для машинок и мягких тканей организма. Это - город Нижнеудинск, будь он трижды здоров. В нём, похоже, нарушен пространственно-временной континуум, поскольку состояние его дорог никакой логике не поддаётся. В случае с Замзором хотя бы логически понятно - идёт ремонт дороги, тут объезд, логике не поддаётся только скорость работы дорожников. Но в этом случае - полный разрыв мозга. На вьезде в город дорога вполне нормальная, на выезде - тоже приличный асфальт, то есть с обоих сторон города-героя Нижнеудинска есть нормальные дороги. И только в нём самом - армагеддец какой-то.
Скорость движения по Нижнеудинску ещё ниже, чем по Замзору - у нас вышло 20 км/ч. А что вы хотите - это ж блин город! Решительно непонятно, как там люди живут и почему не ставят вопросы о дорогах.
Click to view
Ещё плохие дороги по трассам М53 и М55.
В принципе за исключением Замзора и Нижнеудинска сильно плохих участков по трассам или нет, или они сильно короткие. Есть ещё небольшой участок хреновой дороги в районе с. Булюшка, это на подъезде к Тулуну. Но в целом до стандартов Нижнеудинска даже ему расти и расти.
По трассе иногда (редко) встречаются объезды участков ремонтируемой дороги; особенно их много в Иркутской области, и отчасти в Бурятии; в Бурятии сильно меньше и мастшаб разрушений, и их частота. В Красноярском крае и тем более НСО дороги близки к идеальным, если не считать однополосности и связанных с ними пробок.
Дороги в Забайкалье.
Дорога до Большого Куналея, несмотря на то, что он стоит в стороне от трассы и является тупиком, как ни странно, асфальтированная и вообще неплохая. Про трассу и говорить нечего - там всё как у людей.
Это мы у клуба Куналея - обратите внимание на дорогу. И на то, что аккурат за клубом она кончается :)
Дорога до Хасурты - сильно жёстче. Но там есть две версии дороги - одна покороче, через лес и по песочку; но это, как водится, засада ещё та. И через перевальчики. Хотя чисто заради красот проехать по ней стоит.
Прямая дорога в Хасурту - без комментариев.
Также существует и объездная дорога - там дорога существенно лучше, чуть ли не асфальт всю дорогу.
В Бичуру дорога получше, чем в Хасурту, но хуже федеральных трасс, вестимо. Вообще странно, что такое огромное село имеет такую хреновую дорогу до себя. В самом селе дороги вполне себе асфальтовые, хотя и не везде - в районе Старой Бичуры местами творится ахтунг.
Дорога до Бичуры
Не сказать, что там прямо уж плохая дорога - но стольник уже не выжать. Хоть и машин мало, но всё-таки - гравийка.
В Читинской области дороги ещё хуже, чем в Бурятии; правда, мы заехали на самый краешек, который дальше всего от Читы, но в целом разница видна. И тем не менее, каких-то вездеходов и там не требуется - дороги вполне проходимые, хотя асфальт попадается уже исключительно в населённых пунктах.
Дороги Читинской области
По дороге в Архангельское (Кочон) приходится проезжать через чудо инженерной мысли - подвесной мостик. Думаю, про него мы ещё покажем видео, а то и не одно. :))
Подвесной мостик до Кочона.
Дороги до Урлука, несмотря на крайнюю удалённость его от всего на свете, также вполне приемлемые, хотя, конечно, и не хайвей. 86 км ехали полтора часа - для дороги по горкам (там, говорят, 9 хребтов переезжать надо) это вполне приемлемо имхо.
Дорога в Урлук.
В сёлах дороги лучше, чем "трассы" до них - особенно в Чикое, райцентре. В Урлуке на дорогам ямки, в Кочоне особо не заметил.
Послесловие
В итоге впечатления от дорог в общем-то остались более-менее; несмотря на многочасовые переезды, дороги в Забайкалье каким-то сильным дискомфортом не запомнились. Если бы не дорога из дома и домой, то вообще бы было всё хорошо. А вот три дня в машинке - тем более такой, как наша, и так заваленной вещами - это перебор.
Фото начала и конца экспедиции. Количество груза в автобусике не изменилось.
К сводной странице экспедиции