Здравствуйте друзья!
Сегодня мы поговорим о кинцуги "искусстве золотого шва" - японском искусстве чинить разбитое, да так, что чиненная вещь становится ценнее целой.
Одна из легенд о возникновении искусства кинцуги гласит, что у некоего сегуна (правителя) была фарфоровая чаша удивительной красоты и неимоверной ценности. И вот, японский бог знает как, эта чаша разбилась. Сегун приказал позвать китайских мастеров. Те предложили высверлить отверстия в каждом осколке и, затем, соединить осколки скобками. Это был обычный тогда в Китае способ ремонта, но чаша, чиненая таким образом, стала бы уродливой и непригодной к использованию. Сегун отказался. Ему хотелось склеить фарфор как-то так, чтобы трещины были не очень заметны. Он приказал позвать японского мастера. Мастер взялся за работу и склеил чашу. Но вместо того, чтобы скрыть швы и следы трещин он выделил золотом каждый из них, склеенная чаша приобрела неповторимый узор. Если раньше это была просто редкая и ценная вещь, то после ремонта она стала единственной. Помните у Хайнлайна в книге "Чужак в чужой земле" человеку выросшему на Марсе старый, много чего в жизни повидавший ученый казался более красивым чем прекрасные молодые женщины? "Потому что у ученого было свое лицо". Такая же идея - умение видеть красоту в тех изменениях, которые жизнь вносит в облик предметов лежит в основе философии кинцуги.
Отремонтированная чаша стала выглядеть как-то вот так:
На самом деле искусство кинцуги возникло примерно в XV веке, когда техника керамического ремонта обьедениась с техникой рисования золотым порошком на лаке. Эта техника рисования называется маки-э, она несомненно заслуживает отдельного обзора, а пока просто хочется показать несколько работ.
А вот несколько вещей, где идея соединения шва и рисования видна особенно четко
Еще несколько работ в технике кинцуги
Кроме просто заклеивания трещины смолой или лаком с золотой пылью мастера кинцуги часто использовали еще два приема:
- Замену недостающих осколков другими, более-менее подходящими по форме, но отличающимися по фактуре и цвету. Такой фарфоровый пэчворк:
Второй прием - заполнение отсутствующих фрагментов золотом. Иногда получается аляповато, а иногда - красиво.
Золотые прожилки и натеки вообще выглядят очень декоративно. Их можно использовать в украшении интерьеров, скульптуре, работе с тканью.. Понятно, что трещины здесь декоративные, но выглядит все равно интересно
Ювелиры не обошли вниманием технику кинцуги
А вот работ из полимерной глины я нашла мало. Всего несколько работ, где золотые прожилки украшают имитацию камней.
Мне кажется, потенциал использования кинцуги в полимерной глине далеко не раскрыт. А ведь техника не сложная в исполнении и открывает богатый простор для фантазии. Тут можно играть с цветами и фактурами, утилизировать старые колбасы, чинить треснувшие бусины..
Словом, закончу ссылкой на урок
https://www.pinterest.com/pin/423338433726052260/Давайте продолжим разговор о кинцуги в комментариях или отдельных постах. Здоровья, творческого настроения и желания увидеть красоту в каждой трещине всем нам!