Чёрные ножи. Гвардия

May 09, 2011 06:02

«Уральцы, родные наши! Созданный вами 30-й Уральский добровольческий танковый корпус преобразован в 10-й гвардейский Уральский добровольческий танковый корпус. Это великая честь и высокая награда нашему соединению за проявленную отвагу в боях за Отечество... за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава... Это также честь и слава вашему героическому самоотверженному труду... Вы, не досыпая ночей, напрягая всю силу воли, изготовляли сверх плана и на свои личные сбережения грозные танки и самоходные пушки, «катюши», артиллерийские орудия, миномёты и автоматы, всё прекрасное вооружение и оснащение. Вы одели и обули нас в далёкий боевой путь и согревали нас в сражениях ласковой вестью, теплотой и заботой о наших семьях».

Из письма бойцов УДТК на родину.

В средине лета 1944 года на юго-западе Советско-Германского фронта развернулась грандиозная Львовско-Сандомирская операция. 17 июля командование 1-го Украинского фронта ввело в прорыв 4-ую танковую армию. На острие атаки был 10-ый гвардейский Уральский добровольческий танковый корпус. После тяжёлых боёв, оставив в котле под Бродами несколько фашистских дивизий, включая 14. Waffen-Grenadier-Division der SS «Galizien» (ukrainische Nr. 1), 63-ья Челябинская, 62-ая Молотовская танковые и 29-ая мотострелковая гвардейские бригады с тяжёлым танковым полком корпуса 21 июля ворвались на южные окраины Львова. Для прояснения ситуации в городе в головной дозор был направлен экипаж танка гвардии лейтенанта А.В.Додонова из Челябинской бригады, в составе которого был двадцатидвухлетний стрелок-радист Александр Марченко. Он будучи уроженцем Украины до войны бывал во Львове.
     Командир бригады М.Г.Фомичёв так вспоминал этот момент:

«Командир выстроил гвардейский экипаж. Механик-водитель - старший сержант Федор Сурков. Стрелок-радист - старшина Александр Марченко. Заряжающий - рядовой Николай Мельниченко.
- На вас, товарищи, на ваш экипаж «Гвардия», - сказал я, - возлагаются трудные, но очень важные и почётные задачи: первыми пробиться к центру города и поднять над ратушей Красное знамя - символ освобождения Львова. Дорогу вам будет показывать коммунист Марченко.
Я крепко пожал танкистам руки и передал алое полотнище. Александр Марченко срубил молодой дубок и, гладко обстрогав его, прикрепил к древку знамя.
Уже начало темнеть, когда комбат гвардии майор Чирков ставил конкретную задачу. Рядом оказался наш фотограф Николай Григорьевич Чиж.
- Сфотографируй товарищей, - попросил я Чижа.
Щелчок. Пять человек оказались в кадре».


militera.lib.ru/memo/russian/fomichyov_mg/34.jpg

   В темноте танк «Гвардия» в сопровождении пятнадцати автоматчиков выдвинулся в направлении центра города. К рассвету он вышел к улице Зелёной, где обнаружил орудия и танки противника. При поддержке артиллерии машина Додонова с ходу раздавила орудие, стрелок меткими выстрелами подбил один за другим два танка. Противник не ожидал появления советских танков в этом месте города, но не растерялся, а перешёл в контратаку. Чтобы обезопасить дозор и всю бригаду с левого наиболее опасного фланга в подкрепление сначала была направлена батарея 76-миллиметровых орудий под командованием Пивцаева, а затем танковый взвод Потапова, который пошёл вплотную за разведдозором.
   Танкисты, столкнувшись с сильным сопротивлением, отошли в укрытие, откуда подбили танк и самоходное орудие. Однако немцы, пользуясь лучшим знанием города, обошли с тыла батарею Пивцаева и ворвались на огневую позицию. Завязалась рукопашная схватка. С потерями атаку удалось отбить. Бригада прочно заняла оборону на ночь, оставив за собой несколько городских кварталов.
     В центр города была направлена разведгруппа, которая в темноте наткнулась на засаду на улице Ивана Франко и едва избежала гибели, однако обнаружила скопление сил противника. На рассвете вновь вспыхнул бой. Разведдозор быстро проскочил впёред, с ходу уничтожил орудие, а затем танк. Отбивая натиск с флангов, бригада рано утром пробилась к центру города. Танк «Гвардия» первым подошел к зданию ратуши. Марченко молча пожал товарищам руки и, взяв знамя, побежал к зданию, по ступенькам поднялся к парадному входу. За ним бежали автоматчики. После короткого боя за ратушу, Марченко вылез на крышу башни и укрепил Красное знамя.



img-fotki.yandex.ru/get/4602/varandej1.c9/0_53cb0_74dd4dbe_XL

Он первым выскочил на улицу и направился к танку. Но в это время из окна раздалась автоматная очередь. Две пули попали в него. Марченко упал на мостовую. К нему, забыв об опасности, подбежали Додонов и Сурков, им удалось положить его на танк. В это время вблизи машины разорвался снаряд. Осколок попал в голову Марченко, из неё хлынула кровь. Подбежали автоматчики и санинструктор гвардии рядовой К. И. Рождественский, он попытался сделать перевязку, но был тут же убит снайпером.
   Александра Марченко похоронили в сквере на улице Кохановского (позднее улица Маяковского). На его могиле поставили дощечку с надписью:

«Здесь похоронен танкист-уралец Александр Марченко, первым поднявший Красное знамя над освобожденным Львовом. Поклонись могиле героя, прохожий! Мы отомстим за него!»

Челябинская бригада продолжала освобождать Львов. Сгорели ещё несколько танков, к середине дня на помощь подошли молотовцы, они тоже водрузили Красное знамя, но не над ратушей, а над Оперным театром. Танкистам поставили задачу взять вокзал.
     В момент прихода Красной Армии во Львове силами Армии Крайовой была совершена попытка восстания, поэтому по воспоминаниям М.Г.Фомичёва местное население, тогда состоявшее в основном из поляков, уцелевших евреев и украинцев, содействовало им как могло:

«На улицы города высыпали толпы народа. Радостные, взволнованные люди приветствуют нас, произносят слова благодарности. Я тороплюсь в штаб. Подразделения бригады впереди ведут бой. Нас останавливают женщины и ребятишки. Перегорожено пол-улицы, на дощатом заборе выведены дёгтем крупные буквы: «Товарищи Червона Армия, астарожно, тут мины».



img-fotki.yandex.ru/get/4805/varandej1.c8/0_53bf9_bec2d163_XL
   К вечеру начался штурм вокзала. Челябинцы и молотовцы при помощи батальона автоматчиков будущего героя Советского Союза гвардии майора Ахмадулла Ишмухаметова из 29-й гв. мотострелковой бригады ворвались на вокзал. На путях были десятки груженых эшелонов, на платформах орудия, танки, машины.
   Следующей целью 63-ей гв. танковой бригады стал район возле Высокого Замка, где были расположены немецкие артиллерийские батареи и бронепоезд, курсировавший между железнодорожными станциями Львов - Подзамче и Львов - Лычаков. Вперёд снова был направлен танк «Гвардия». Он двинулся к Высокому Замку со стороны Русской улицы. Машина взбиралась на гору, но наткнулась на хорошо замаскированное немецкое орудие. Снаряд разорвался у башни. Взрывом сорвало люк командира, был убит гвардии лейтенант Додонов и ранен гвардии рядовой Мельниченко.
     Механик-водитель Сурков увёл танк в укрытие и с помощью гвардии сержанта Терентьева, заменившего Марченко, вытащил из машины тело Додонова и тяжело раненного в грудь Мельниченко. Несмотря на то, что невредимых осталось только двое, танк снова пошёл вперёд.
   Новым снарядом ранило Терентьева. Танк остановился. У прицела встал Сурков, который двумя выстрелами уничтожил орудие противника. Тем временем, машину охватило пламя. Сурков тоже был тяжело ранен и с трудом выбрался из танка, но отойти от него не успел. В горящей машине стали рваться снаряды...

К утру 27 июля 1944 года город Львов усилиями многих частей 1-го Украинского фронта был освобождён. В тот же день Москва салютовала войскам за освобождение Львова. 10-ый гвардейский танковый корпус стал Уральско-Львовским. Наименование Львовских получили также 61-ая Свердловская гв. танковая бригада, 72-й тяжёлый танковый полк, 359-й зенитный и 1689-й истребительно-противотанковый полки.
     Были награждены несколько частей корпуса: Челябинская, Молотовская бригады и 356-й самоходный артполк - орденами Красного Знамени; 29-ая гв. мотострелковая бригада, 299-й минометный и 1689-й истребительно-противотанковый полки и 152-й отдельный батальон связи - орденами Богдана Хмельницкого; 248-й гвардейский отдельный минометный дивизион, 7-й гвардейский отдельный мотоциклетный и 131-й гвардейский отдельный саперный батальон - орденами Красной Звезды. Более, чем шести тысячам воинов корпуса были вручены ордена и медали.

В советское время одна из улиц Львова  была названа именем Александра Марченко, а сам он был перезахоронен на Холме славы.



militera.lib.ru/memo/russian/dobrovoltsy_urala/024.jpg

На здании ратуши висела мемориальная доска с надписью:

«На башне этого здания 23 июля 1944 года танкист гвардии старшина Марченко водрузил Красное знамя, ознаменовав этим освобождение Львова от немецко-фашистских захватчиков».

Танк «Гвардия» тоже был памятником и стоял на постаменте на улице Ленина.

Улица Марченко - теперь переименована, монумент с танком - уничтожен. А ведь немцы хотели взорвать Львов, как позднее Варшаву, был даже разработан план...

Продолжение

См. Так жеЧёрные ножи. In memoriam
Чёрные ножи. Танк на Сибирской
Чёрные ножи. Nazdar, Rudá Armáda...
Годовщина создания 30-го (10 гв.) УДТК

© polikliet

Вы можете поддержать этот журнал и его автора

Памятные даты, Вторая мировая война, Чёрные ножи

Previous post Next post
Up