Jan 25, 2014 19:26
Учитель. Какие есть способы созерцания красоты бытия?
Ученик. Их два, это музыка и математика.
Учитель. Почему они являются на самом деле одним и тем же?
Ученик. Потому что они говорят о том, что неделимо, как совершенная пропорция, как точка или как пустое множество.
Учитель. Какие есть способы причастия благу?
Ученик. Их три, это мыслить по правде, говорить по правде, поступать по правде.
Учитель. Какой из них является наиболее совершенным?
Ученик. Третий, так как он невозможен без упражнения в первых двух. Высшим же способом поступать по правде является благородное неделание.
Учитель. Как созерцание красоты бытия способствует этим способам причастия благу?
Ученик. Если мы сводим вещи, которые по природе состоят из частей, к тому, что логически неделимо, то мы мыслим по правде относительно их вещей и постигаем их сущность. Упражняясь в этом, мы можем выразить эту сущность в виде некоторых совершенных пропорций, например, сопоставив некоторые аккорды птице или стулу. Наконец, когда мы выразили сущность всех вещей таким образом, мы и сами становимся как бы неким порядком этих вещей, и наше поведение среди вещей не нарушает их гармонического согласия. Тогда мы можем, как бы колеблясь, подобно струне, приводить вещи в состояние разлада или покоя. Высшим же состоянием является то, когда мы просто являем собой гармонию всех вещей в целом, и вещи, соответственно их пропорциям, берут от нас свой тон и воспроизводят эту гармонию, подобно тому как оркестр настраивается от камертона.
Учитель. Ты верно это изъяснил. Но есть ещё один вопрос. Человек имеет части. Сфера же их не имеет. Как же человек, раздробляясь, объединяется вновь, так что сфера колеблется вместе с ним?
Ученик. Все вещи, которые видит человек, образуют как бы большую сферу, центром которой является его ум. И если он колеблется, то части этой сферы приходят в гармоническое движение. И если есть и другие сферы вокруг этой сферы, то они, находясь в правильных пропорциях, производят аккорд. И если та точка, которой является ум человека, является центром всех этих сфер, тогда человек уже не колеблется, а созерцает колебания сфер. Если же его части колеблются друг относительно друга, тогда эти колебания резонируют с колебаниями сфер, и только усиливают их, но не вносят некой гармонии, которая находится в постижении неделимых отношений. Отсюда следует, что ум должен проникнуть в тайну числа, и тогда он будет совершенно неподвижен.