На север от Выборга. Часть 1. Подземный пороховой погреб внутри скалы.

Jan 30, 2018 01:35

В минувшее воскресенье, 28 января 2018 года, наш туристический клуб совершил поездку в окрестности Выборга, с целью осмотреть ряд подземелий, затерянных в лесах, что относятся к недостроенной малоизвестной крепости, которую принято называть Русская Крепость Выборг. Строительство крепости шло в 1914-1917 годы, и к моменту революции появилось значительное количество подземных помещений и бункеров, которые потом достались Финляндии. Долгое время о них никто не знал, потому что почти все эти сооружения находятся в погранзоне, куда въезд был только по пропускам, но теперь открылись все возможности для их изучения. Вот и направились мы на север от Выборга, в поселок имени Калинина, вокруг которого есть несколько интересных объектов. Первой целью, куда мы держали путь,  стал пороховой склад внутри скалы

Кратко о том, как мы добирались. Встретилась наша группа на Удельной в 10.30, сели в "Ласточку" отправлением 10.55, в 12.00 были в Выборге. В 12.24 сели в автобус номер 12,что идет в Харитоново (там тоже есть форты крепости, кстати), вышли на остановке "Выборгское шоссе". Можно выходить и раньше, на остановке КПП, идти примерно одинаково. При посещении погранзоны по закону обязательно надо иметь паспорта граждан Российской Федерации.

От остановки минут 15 пешком, сначала по шоссе назад, потом влево по лесной дороге, потом от нее свернули вправо, в сторону Сайменского канала, и довольно быстро оказались перед скалой, в которой есть два красиво оформленных входа.

Интересная деталь: слева и справа от входов скала продолжается, то есть ее специально выдолбили так, чтоб входы были с двух боков прикрыты гранитным продолжением скалы от возможного попадания вражеских пуль и снарядов.

Левый вход в подземелья. Туда мы и направляемся.

У входа нас ждали красивые сталагмиты из льда. До чего же полезно посещать одно и то же место в разные времена года! Был тут как-то в апреле - так весной таких красот уже нет. А приехал снова зимой - и увидел  все в другом виде.

Сталагмиты, как и ледопады снаружи - следствие недавней оттепели. Снег таял, вода стала просачиваться вниз, потом снова замерзать - и образовались такие структуры.

Причем сейчас снова оттепель, и капли, падая сверху, растапливают поверхность растущей снизу сосульки, от чего в ней появляется дырочка. Никогда раньше такого не видел! Эти ледяные образования похожи на экзотических животных, что-то вроде кишечнополостных.

Как будто это рты или щупальца хищников....

Дальше в коридоре густая поросль лишайника. Как он там живет, в темноте? Видимо хватает даже редко долетающих частиц света?

Проходим в подземелье через эту дверь

Дверей здесь много - подземные помещения были разделены перегородками, что увеличивало безопасность. Все-таки порох внутри.

Дальше идем по узкому коридору. Сбоку от него - всякие комнатки, отделенные бетонной перегородкой. Скорее всего, это уже модернизация советского времени, когда царские подземелья использовали для военных частей СССР. Они разделили коридор на две части, левая половина превратилась в комнатки. Есть еще один коридор, параллельный этому - там можно видеть, как наверно выглядел этот , по которому мы начали идти, до разделения.

Доходим до конца коридора. Снова дверь.

Поворачиваем по проходу направо, этот коридор соединяет тот, по которому мы пришли, со вторым коридором.

Вот это соединительный проход. В конце какая-то комнатка.  Направо входы в вентиляционные коридоры.

Здесь когда-то висела лампа.

Один из вентиляционных коридоров - обязательный элемент любого царского склада боеприпасов. По нему циркулировал воздух, не давая накапливаться в подземельях сырости, которая обычно неизбежно присутствует в пещерах, проделанных в камне.

Еще один такой коридор. Всего их здесь, насколько я помню, было три. По ним можно пройти, человек любой комплекции пролезает, но фотографировать тогда уже ничего не получается.

И еще вентиляционный ход. Целые подземные лабиринты)

Группа наша гуляет по подземному миру внутри скалы...Когда-то стены были желтыми, но кто-то здесь что-то сжег, и все почернело. Из-за этого очень тяжело делать фотографии, потому что вспышка от черной поверхности отражаться не хочет. Как известно из физики,  черное тело - идеально поглощает свет.

Обратно идем по другому помещению, что идет параллельно первому. Оно просторное, и без перегородок. Вверху какая-то железная конструкция, видимо для дополнительной вентиляции. А может для обогрева.

Возвращаемся к привходовой части.

В привходовой комнате, куда вели два  красивых входа, что видны снаружи, какая-то полукруглая стойка.Обычно такие в медклиниках или фитнес-центрах называют " ресепшен", и на них сидит какая-нибудь секретарша, принимая посетителей. А тут наверно сидел дежурный солдат. И проверял пропуска у входящих.

Это второй выход наружу, над которым висит какая-то занавеска. Судя по "культурному слою" в следующей комнате, там собираются местные любители выпить.

Своды привходовой комнаты, как и в других помещениях - округлые. Это сделано для уменьшения действия взрывной волны, если рядом взорвется вражеский снаряд.

Выходим из подземелий. Здесь круто, но долго тут оставаться не хочется.

Ледопад на скале.

Впереди еще много объектов, оставшихся от русской крепости, поэтому надо подкрепиться. Объявляю привал.

Пока все пьют чай, фотографирую природу. Снега на склонах почти нет. Он есть только на вершинах возвышенностей.Недавно была сильная оттепель.

Камень над дорогой к подземельям.

Перед тем, как уйти отсюда, заходим посмотреть руины финской усадьбы, что была расположена на берегу Сайменского канала. Это усадьба Пиени-Херттуала, как сообщает нам карта.

Принадлежала она до войны финскому инженеру. Финляндия, как и СССР, была осколком Российской Империи, но в 1918 году она стала независимой, в начавшейся гражданской войне белые победили красных, и она пошла другим путем. Этот путь разительно отличался от нашего. В буржуазной Финляндии инженер мог построить себе усадьбу, а крестьянин жил сыто, не познав ужасов коллективизации.

Судя по комментариям в интернете, в советское время руины усадьбы использовались для размещения здесь прожекторной части. Военные здесь тогда использовали все, что можно. Что довольно логично и практично. Сейчас все доступно для осмотра.

По фундаменту видно, каким мощным был дом.

На том берегу канала виден парк Монрепо. Эту часть еще никто не испортил рубкой деревьев, заборов там нет - туда можно прийти погулять.

До войны Выборг был процветающим городом, вторым по значению в Финляндии. Советская власть не принесла ему ничего хорошего. Но долгое время он все равно оставался жемчужиной Ленинградской области. Сейчас же он полностью потерял туристическую привлекательность - все объекты на реставрации, деньги воруются, бюджеты распиливаются, обычный турист видит только заборы, рубку деревьев да огороженные строительными лесами башни, а ведь не ради этого в Выборг едут люди.

А такие туристы, как мы, изучают руины и подземелья. К сожалению, еще не все поняли, что это тоже интересно, но мы будем работать над исправлением этого. Когда я показал жителям Выборга в сети фото тех мест, где мы были, они просто ахнули, сказав, что даже не подозревали. что у них есть такие интересности. Ну а эту часть рассказа, посвященную пороховому погребу в скале, я завершаю, в следующей статье я расскажу о трех пещерах в скалах, а потом и о сохранившихся частях самой крепости

---------------------------

Вам понравился материал в моем блоге?  Если да, то можете отблагодарить немного, поддержав мой проект. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это поможет мне в организации моих путешествий и исследований. Ваш вклад поспособствует  развитию туризма и краеведения.
-------------------------------------------------------------------------
Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге: https://vk.com/club17791063

Выборг, походы, путешествия, пещеры, Русская крепость Выборг, подземелья, фортификация, поход