Кронштадтские форты - уникальный памятник военной истории России. В нашей стране нигде больше нет ничего подобного! Цепочка укреплений на искусственных островах, с ядром в городе-крепости Кронштадте, надежно перекрыла Финский залив, что дало защиту Санкт-Петербургу от вторжения врагов со стороны моря. Эти форты строились все годы существования Российской Империи: первый форт Кроншлот появился при Петре Первом, а последние - Тотлебен и Обручев - при Николае Втором. Кронштадтская крепость показывает, сколько труда и сил было вложено для укрепления обороны государства. И каким был инженерно-технический уровень России.
Южные форты были особо важны: основной фарватер в Финском заливе проходит именно вдоль южного побережья, к югу от острова Котлин, на котором стоит город Кронштадт. И при этом они наименее доступны для туриста из Петербурга, потому что южная ветка дамбы имеет разрыв, преодолели который лишь недавно, использовав тоннель под морем, в котором пешеходам находиться нельзя. А значит - по дамбе из Кронштадта туда не дойдешь. По льду нельзя дойти тоже: ледовое поле разделено фарватером, который постоянно пробивается ледоколами. Но и это не последняя проблема. До Милютина и 2-го Южного мы все же добирались, когда на машинах нас перекидывали через тоннель до ближайшей парковки на дамбе. Но дальше было препятствие в виде крайне плохого и слабого льда, потому что у южного берега он замерзает хуже всего, а в некоторые зимы и вовсе не встает там. Поэтому за последние 6 лет мы обошли все форты Кронштадта, кроме одного - 1-го Южного. Но в 2018 году февраль удался - морозы подарили рыбакам и туристам крепкий лед! И мы отправились в путь - покорять самый далекий из Кронштадтских фортов!
Дорога на форты.
Путь на этот раз мы начали не из Кронштадта, а из Бронки - места, где южная ветка дамбы соединяется с берегом. Правда, попали туда все равно через Кронштадт, доехав в город на 101 автобусе от Старой Деревни, выйдя на остановке "Кронштадтское шоссе, 38", и пересев там на автобус 175, идущий в Ломоносов. Вообще, до Бронки ходит и электричка - но ходит она очень редко, а автобусов много.
Из Бронки надо было дойти до дамбы. Карта не показывала, как это сделать, пешего нормального маршрута туда нет. Но можно пройти по железнодорожным путям, отходящим от ветки на Сосновый Бор в сторону порта, а дальше они подведут к лестнице, ведущей на кольцевую автодорогу
Теперь хочу сказать одну очень важную вещь для всех тех, кто соберется в следующую зиму идти на 1-й Южный форт. Здесь возможны два варианта - для нормальных осторожных людей, и для придурков. И первые, и вторые - оставляют свои отчеты в сети, как они туда ходили. Первые (нормальные) идут по дамбе, а потом сворачивают на лед, идя на форт по прямой. Таким образом, расстояние по льду у них минимально, хотя общая протяженность и больше. Вторые идут сразу по льду, наслаждаясь свежим воздухом, отсутствием машин, красивыми видами. Как правило, среди блогеров ЖЖ доминируют вторые, причем больше всего придурков среди тех, кто позиционируют себя как краеведы и знатоки. А среди геокэшеров - больше первых, разумных. В общем, автор почти смог нарушить традицию, собираясь сразу идти по дамбе, так как знал, как опасен лед в этих местах. Но - увидел собратьев-рыбаков, в количестве нескольких сот штук, ходящих тропой по льду. Тропа была так хорошо натоптана, что поддаться соблазну было слишком сложно. Тем более - мы были хорошо защищены: щуп для проверки льда, запас прочной веревки , одежда в герметичных пакетах. В общем - пошли по льду. Внизу прикладываю схему нашего похода, там хорошо видна диагональ, по которой мы шли, следуя рыбачьей тропе, пополнив ряды придурков. Обратно же - шли путем нормальных людей.
Сейчас я объясню, почему выбор "идти по льду" - придурочный. Дело в том, что путь лежит - хоть и на большом расстоянии - мимо водопропускного сооружения. А через него в открытое море устремляются потоки воды. Справа же, в нескольких сотнях метров, порт Бронка, где лед постоянно расколот. В общем, не стоит следовать за сотнями рыбаков - они не ведают, что творят...И особенно ясно это стало, когда мы пошли по тропе. И увидели, что собой представляет лед возле нее. Это сплошные торосы, дыры, трещины, промоины...
Не верьте одной тусовочке известных в своем кругу блогеров в ЖЖ, которые сходили здесь, а потом написали, что " лед надежный , толстый" - здесь, в этих местах, он не бывает ни толстым, ни надежным. Зато бывает пустой голова у тех, кто так пишет.
Тропа выглядит надежной, кажется, что все хорошо. Все присыпано снегом вокруг, да еще многие люди - как видно по комментариям в тех моих постах, где я рассказывал об опасности речного льда - любят себя успокаивать " ну морозы же стояли -20, лед значит крепкий ". Ну так вот для тех вдвойне придурков, потому что на городских реках все еще опаснее - расскажу, что мы увидели здесь. Возле тропы в одном месте была дырочка. Я сунул в нее шест - и просто охренел, когда прощупал под ней в разные стороны пространство. ТАМ БЫЛА ПУСТОТА! Под корочкой льда в один-два сантиметра - ничего, на расстоянии полуметра!!! И возле ТАКОГО - люди идут на места рыбалки! Дырка была прямо в 30 сантиметрах от тропы. Сама дорога, видимо, под весом людей - стала состоять из уплотненного крепкого льда, который стал толще засчет прилипшего и затвердевшего снега. Но слева или справа - полосы тоненького льда, который провалится при первом же шаге! И это не реки с теплыми стоками, это Финский залив, который считается намного менее опасным!!! В общем - лед здесь идет среди промоин, которые увидеть и вычислить - невозможно! Очень осторожно, задержав дыхание, мы прошли опасный участок, будучи готовыми друг друга спасать веревками и палками, поняв, что обратно здесь не пойдем ни за что.
Дальше можно было идти спокойнее. В лунках было видно 20 сантиметров льда (что, кстати, для такой зимы - не так много, в иные зимы на заливе и метр льда бывал, и это значило, что осторожность надо продолжать соблюдать). По пути нам встречались вмерзшие в лед буйки.
А рыбаки ловили корюшку, тараща глаза на огромную команду туристов.
Весь лед в этой части разрезан трещинами, которые узкие, но из них время от времени на лед выливается вода. От воды, скрытой снегом, выпавшим потом сверху льда, могут промокнуть ноги, поэтому в ледовые походы - всегда брать 2 пары сухих носков. Трещины, а также лед вокруг - я постоянно проверял своим копьем, а потом следовала команда остальным - нести рюкзак на одной лямке (чтоб скинуть, если что, сразу же), и делать широкий шаг. Перестраховка не повредит... Два года назад мы ходили на 2-й Южный форт. И видели, что дальше льда не было вообще. Так что - доверять этому участку залива не было оснований, даже несмотря на крепкие морозы этой зимой. Но, к счастью, все было спокойно.
Вот и Южные форты. Ближайший к нам - номер 1, а подальше - номер 2.
1 южный форт.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Решение о строительстве дополнительных фортов было принято по итогам Крымской войны, летом 1855 года, когда стало ясно, что войны противник может выигрывать не только маневрами войск с суши, но и высаживая с кораблей десанты в тылу. В Финский залив зашла эскадра, которую отогнали своим огнем уже существовавшие форты Александр и Павел, но было понятно, что надо строить дальше оборонительные сооружения, как к югу от Кронштадта, так и к северу, чтоб обезопасить Кронштадт и Петербург еще больше.
Насыпание искусственных островов началось зимой 1855-56 годов. На лед привозились бревна, камни,песок, из бревен делали что-то нечто корзин, внутрь которых помещался наполнитель из камней, затем все это при таянии льда опускалось на землю. Часть свай вбивали в дно прямо зимой, сделав для этого во льду лунки. Все это было тяжелейшей работой, и шло довольно медленно. Постепенно из свай, бревен, досок, камней - появлялись искусственные острова - три к югу от Котлина, семь к северу. Южных строили меньше, потому что тут уже существовали несколько более старых фортов. К 1856 году первые батареи на островах были установлены, но были они довольно слабыми, и к 1863 году их перестроили, сделав все постройки каменными. Теперь весь Финский залив был перекрыт цепочкой островов, между которыми было около 1-2 километров, и враг не мог пройти нигде, не попадая под перекрестный огонь. К югу от Кронштадта были 1, 2, 3 южные батареи, форты Александр, Павел, Кроншлот и Петр, а к северу - 7 северных фортов. В 20 веке будут построены еще два огромных форта на островах - Обручев и Тотлебен. О походе на Обручев я писал в своем блоге совсем недавно.
Подойти к форту можно не со всех сторон - лед трется о волноломы, о камни, поэтому много трещин и воды. Самое безопасное - идти к форту с юга, со стороны порта Бронки.
В разрушенной кирпичной постройке оставляем вещи, чтоб погулять налегке. Потом здесь же мы попьем чай.
Кто-то из наших предшественников сложил очаг из царских кирпичей, на которых есть даты изготовления, а также названия заводов, где их делали.
Форт состоит из двух одинаковых половин, каждая из которых включает в себя три каземата для орудий, а под ними - погреба для боеприпасов. Итого - 6 помещений, на 6 орудий. Правда, в интернете пишут, что в первой половине было 2 орудия, а в другом 5, как они размещались в 6 казематах, не очень понятно. Возможно, что на одном фланге, где важнее повышенная плотность огня, было по два в один каземат, а в другом фланге один пустовал.
Между двумя батареями был вал из земли посередине, разделяющий их. Каждая батарея была защищена с флангов боковой стенкой.
К концу 19 века орудий здесь было уже 17, располагались они уже снаружи. К 1908 батарея уже совсем технически устарела, и использовали ее просто как склад. Так что мы видим образец фортификации 19 века, который уже не был пригоден для века 20-го, и это особенно ценно - здесь время как бы остановилось, мы видим нашу историю, эпоху императора Александра Второго.
В 1930-е годы на форту установили зенитные орудия, а во время войны на острове поставили и полевую артиллерию, форт был готов к обороне от возможного наступления по льду, но его не состоялось. Через форт проходила Малая Дорога Жизни, по которой снабжали Ораниенбаумский плацдарм, и через него перебрасывали войска перед снятием блокады, поэтому форт имел большое стратегическое значение, контролируя своей военной мощью этот путь.
Внизу и внутри
Итак, отправляемся смотреть помещения форта. Крепости середины 19 века, которые без модернизаций дошли до наших дней (это 1 Южная, а также ряд северных, например 3 и 7, частично разрушенные строительством дамбы), имели с тыла ров, через который был переброшен мост к казематам.
Заходим в помещения. Здесь и жили, и служили.
Личный состав (расчет батареи) жил рядом с теми орудиями, из которых они должны были стрелять, в этих же казематах.
Вот здесь стояло орудие, прикрытое кирпичным помещением. А через отверстие в стене наружу смотрел его ствол.
Позже эту часть, куда смотрела пушка, заделали валунной кладкой, а потом еще и кирпичем, потому что орудия стали устанавливать снаружи. Окошки, заложенные камнями, напоминают о том, куда были нацелены когда-то стволы - на запад, в открытое море, откуда могли прийти корабли противника.
Коридор, соединяющий три каземата.
Ров внизу, точнее коридор, соединяющий три склада с боеприпасами, отдела особо надежной кладкой, чтоб стенки не осыпались при взрыве.
Попасть в казематы сверху можно было лишь по перекинутым через этот коридор мостикам. Если их убрать, то вражеская диверсионная группа, если б она внезапно напала с тыла, внутрь попасть бы не могла, и орудийный расчет мог бы еще какое-то время сопротивляться, запершись в казематах, пока не придет помощь с соседних фортов. Вот такая дополнительная защита применялась в те времена.
Спускаемся вниз, осматриваем подземелья
В них битый лед, а летом здесь будет на полу вода. Раньше здесь хранились боеприпасы - снаряды для орудий. Ко времени строительства форта пушек с ядрами уже на вооружении не было, ставились здесь сразу нарезные орудия.
От левого фланга идем на правый. Там такая же по размеру батарея.
Все так же, как и на левом фланге.
Но в одном из подземных казематов - стояло что-то электрическое. Похоже, что здесь был дизельный электрогенератор, чтоб снабжать остров электроэнергией.
Наша группа в подземельях.
Другой погреб для снарядов выглядел вот так.
Наверху
Осматриваем верхнюю часть форта. Какрй-то бетонный бункер на правом фланге острова, назначение не ясно, постройка советской эпохи.
Идем по вершине вала крепости.
Что здесь было в круглом бетонном дворике - непонятно. Такие часто делались для пушек, но следов пребывания орудия не видно - ни подставки для крепления, ни ниш для боеприпасов. Вопрос пока открыт.
Остались гранитные тумбы от ограды вала, а чугунная решетка между ними исчезла, всю украли охотники за металлом.
Сверху виден вход в гавань. Корабли подходили к острову с тыла, с востока.
А вот это уже бетонный дворик для орудия, с местом, где оно устанавливалось. Видимо, для тех самых зенитных пушек, поставленных в 1930-е годы.
Еще один дворик для орудия, рядом с наблюдательным пунктом форта.
Так что на вершине крепости Российской Империи мы видим еще и наслоение советской эпохи, что делает форт особенно ценным с точки зрения истории.
Наши туристы осматривают сверху пространство перед фортом...
Какой-то небольшой наблюдательный бункер, еще старой постройки, царской. Сделан не из бетона, а из камней.
Залезаем внутрь через окошко. Очень необычно видеть стенки из валунов.
Назад выходим через низкую дверь. Наверно когда-то вход был повыше. Справа от входа - наблюдательное окошко, обращенное назад, в тыл.
Бетонный наблюдательный бункер более поздней постройки.
Внутрь можно зайти.
На стене видны остатки креплений для проводов. Скорее всего, для переговорных устройств.
Забираемся наверх. Сначала Настя.
Потом Влад и я. Сверху все видно особенно хорошо.
Все три орудийных дворика сразу в кадре. Зенитная батарея советских времен.
С самой верхней точки видно и форт 2-й Южный, расположенный в километре от нас.
В конце мы прогулялись по волноломам гавани, где с боков, у входа в нее, стояли старые чугунные пушки, поставленные вертикально. Отсюда можно было сделать фотографию форта с тыла.
И сфотографироваться с орудием.
Форту повезло. Удаленность его от города, труднодоступность - спасают от вандализма, а также от нашествия шашлычников, любящих оставлять тонны мусора.
Попил чай, оперативно отправляю фотографию форта в Инстаграм. Внутри стен хорошо - ветер не дует, мороза тоже уже нет, можно расслабиться.
Покидаем форт. Смотрим на него с фронта, бросая прощальный взгляд. Он кажется со стороны дамбы маленьким, но на осмотр всего ушел целый час. Он оказался вовсе не так мал, и осматривать его - весьма интересно!
Пора в путь! Впереди еще много дел! Нас ждет еще 2-й Южный форт. Но о нем я расскажу - в следующий раз...Оставайтесь на связи, и читайте мои путевые заметки!)
---------------------
Вам понравился материал в моем блоге? Если да, то можете отблагодарить немного, поддержав мой проект. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это поможет мне в организации моих путешествий и исследований. Ваш вклад поспособствует развитию туризма и краеведения.
-------------------------------------------------------------------------
Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге:
https://vk.com/club17791063