По льду на южные форты Кронштадта. 2-й Южный форт - самый маленький из всех фортов.

Mar 16, 2018 03:24

11 марта 2018 года мы отправились в последний ледовый поход этой зимы, чтоб закрыть ледовый сезон, так как в дни весеннего равноденствия лед перестает быть надежным. Целью было изучить южные форты Кронштадта - очень старые, построенные 150 лет назад, и сохранившие таким образом необычный облик фортификационных сооружений России эпохи Александра Второго.  Добраться до этих фортов можно не в каждую зиму, так как лед вдоль южного побережья Финского залива менее крепок, чем у северного, но зима 2018 года - дала нам такую возможность. Первым был посещен Южный форт номер 1, ближайший к городу Ломоносову, и о посещении его я писал в прошлой статье: 1-й Южный форт

После 1-го Южного форта - мы отправились ко 2-му Южному форту, известного еще и  под именем "Дзичканец". Это форт уникален тем, что он самый маленький из всех фортов Кронштадта, и особенно хорошо ощущался контраст не только после
1-го Южного, но и после посещенного нами недавно гигантского форта "Обручев". Итак, исследуем самую маленькую крепость Кронштадта.




Идем от 1-го Южного ко 2-му Южному. Между ними расстояние около километра. Форты специально строились так, чтоб огнем полностью перекрывать пространство между ними.



Издалека бросаются в глаза кирпичные развалины. Это какие-то советские постройки. Характерно, что царские стоят целыми до сих пор, а советские развалились.Такую картину я вижу везде и всегда в своих путешествиях.



Форт встречает нас густыми зарослями шиповника, где сохранилось множество красных спелых плодов.



Часть из них отправились в наши термосы, чтоб дать настой, пока мы гуляем. Через полчаса я с удовольствием попивал чаек со вкусом шиповника, а также с витамином С в некотором количестве.



Сломанная старинная пушка. Такие же мы видели на 1-м Южном, там они стояли в качестве опор для привязывания каната (швартов). Алексей Госс на своем сайте пишет, что это была пушка 1780-х годов. Ко времени постройки форта они уже безнадежно устарели, и использовались как чугунные столбы. В Петербурге и сейчас местами можно увидеть стволы пушек в оградах.



Весь форт состоит всего лишь из одного строения с казематами. Всего три орудийных помещения внутри. На 1-м Южном их было два, да еще с рвом, из которого шли выходы в подземные погреба. Тут рва и подземелий нет, но зато есть пороховой погреб в виде отдельного строения под земляным валом.



Так что по количеству казематов и помещений для орудий - форт в два раза меньше соседнего.



Строительство этого форта, как и всех остальных, связано с Крымской войной. После поражения Россия стала срочно укреплять подходы к столице, куда пыталась прорваться вражеская эскадра, остановленная огнем орудий уже существовавших фортов Павел и Александр. Финский залив полностью перекрыли заграждением из вбитых в дно свай, сделав таким образом подводный забор, а за сваями стояли на близком расстоянии друг от друга искусственные острова, на которых были размещены артиллерийские орудия. Строились они в 1855-57 годы, потом еще перестраивались и перевооружались. Особенно усиливали форт во время очередных волнений в Польше в 1863 году, когда боялись, что европейские страны захотят в это вмешаться, объявив нам войну, поэтому столица вновь дополнительно укреплялась.
Руководил строительством южных батарей генерал-майор Иосиф Дзичканец, в честь которого 2-й Южный форт и получил свое дополнительное название.



Первоначально батарея была в виде одного лишь земляного вала, с деревянными домиками для личного состава, но в 1870 году появились кирпичные казематы, сохранившиеся до сих пор. На форту расположили 8 орудий, что весьма немало для такого небольшого острова. Правда, пушки тогда были поменьше, чем в крепостях 20 века, поэтому расположить их тесно не составляло труда. К 1890-м годам на форту уже стояло 21 орудие. (данные беру с сайта: http://www.kronstadt.ru/forts/kronstadt_2_southern_fort.htm)

В начале 20 века 2-й Южный форт был сочтен слишком устаревшим, корабельная артиллерия стреляла уже слишком мощными снарядами, которые могли разрушить такие постройки. Форт был разоружен, его стали использовать как склад.

В советское время на форту поставили зенитные орудия, чтоб закрыть небо над Ленинградом для противника, летящего со стороны моря. После войны здесь стояли 3 пушки, а в 1957 году форт был окончательно разоружен. Наступала эпоха ракет...



Заходим внутрь. Первое, что бросается в глаза - помещения здесь более просторные, чем на 1-м Южном форту. Там это были просто казематы для орудий, которые со временем превратились в склады и казармы, когда орудия стали слишком большими для размещения в них. А здесь это уже изначально были казармы, предназначенные для жизни гарнизона.



Помещения просторные, с двумя коридорами, один сразу от входа, с тыла казарм, другой вдоль передней стенки.



Оставляем вещи, идем гулять.



Окна с решетками...Создают атмосферу....



Казематы мы прошли очень быстро - их было всего три, и завернули за угол. А там - большой пороховой погреб. Как всегда, вокруг помещений для боеприпасов, идет вентиляционный коридор по периметру. Заходим в его левую часть.



Поворачиваем направо. Там идет высокий и узкий коридор, соединяющий два выхода. От коридора отходят и двери в погреба



Вот один из них. Задача вентиляционного коридора - проветривать, гоняя воздух по периметру, склады с боеприпасами. Такие коридоры есть во всех фортификационных сооружениях Российской Империи.



Дальше интересная деталь - шахта, ведущая наверх. По ней, видимо, подавали боеприпасы к батареям, стоящим на валу.



Здесь был какой-то подъемный механизм, видимо очень простенький. Похоже на те шахты, что мы видели при походе на форт Обручев, только там они были из бетона, с серьезными подъемниками, где наверх механизмы поднимали небольшую платформу со снарядами. А здесь было что-то маленькое и простое, какая-то лебедка или цепь отправляла снаряд наверх. Подъемники с противовесами, как на Обручеве, сюда просто бы не влезли.



По другому коридору, повернув еще раз направо, выходим наружу, покидая пороховой погреб. Теперь наш путь лежит наверх.



А там можно увидеть остатки чугунного лафета от пушек той поры. Наверно, больше нигде таких не сохранилось...



Единственная бетонная постройка - дальномерный павильон, откуда велось наблюдение, а также корректировался огонь. Сверху предполагалась бронированная крыша, но кем-то она украдена на металл, от нее остались лишь жалкие огрызки.



Под ней небольшое тупиковое помещение, комнатушка, видимо командный пункт до того, как появилась эта бетонная постройка.



А рядом - окошко, ведущее в шахту подъемника, по которой снаряды подавали наверх, к орудиям.



По незнанию - можно в нее свалиться, и это будет весьма вредно для здоровья. Хотя есть старинная решетка, которая затормозит падение...Это один из входов сверху в ту самую шахту, которую мы видели в пороховом сарае снизу.



Наверху - бетонные ниши для боеприпасов. Обычно мы видим такие внутри бетонного орудийного дворика. Но тут таковых нет, все орудийные позиции - из земли, и бетонные лишь укрытия для снарядов.



Вот так выглядит орудийная позиция. Небольшая яма  в земле. Здесь размещалось орудие.



Вид сбоку. Земляные углубления - это все орудийные позиции. Земля - хорошая защита от осколков и снарядов, которые в ней вязли. Хотя надолго такой защиты бы не хватило...Хорошо, что мы тут зимой. Летом зелень скроет все.



Вид сверху на руины Советского Союза. Вот так - Российской Империи казематы живы, а советское все постепенно превращается в пыль.



Возвращаемся внутрь, попить чаю, а заодно полюбоваться фортом напоследок.



Обращаем внимание на форму потолков и стен. Такие своды более устойчивы к взрывной волне,они ее гасят, и меньше разрушаются при ударе.



Групповое фото перед тем, как покинуть крепость.



Обратно мы шли коротким путем до дамбы, а потом по дороге, что идет параллельно КАД сбоку от дамбы. С нее хорошо видно, что лед здесь состоит весь из промоин. Вдали точки - это рыбаки. Вот где-то там мы шли, в сотне метров от этих жутких промоин, между трещин и дыр...Теперь мы знаем, что этот путь - очень нехороший, а по дамбе зато идти весьма комфортно и удобно. И знаем цену тем блогеришкам, кто пишет в своих отчетах, что лед тут крепкий и безопасный. Плюньте им в глаза, если увидите. И никогда не ходите этой тропой. Только от дамбы напрямик, и только с шестом для проверки льда и страховочным тросом, как делаем мы.



Обратно мы ехали разными путями. Одни сели на автобус, доехали до Кронштадта, а оттуда другим автобусом до Старой Деревни. Такой путь занимает от полутора до двух часов, но удобен тем, кто живет на севере города. Другие ехали электричкой от Бронки (а я поехал следующим поездом от Кронштадтской Колонии, так как возвращался за забытым на остановке копьем, которым щупаю лед). Такой путь занимает 1 ч 10 минут до Балтийского вокзала, правда поезда ходят реже, изучайте расписание, если захотите так поехать. Ехал я домой позорной Торжокской электричкой, где заколочены туалеты, и где не самый комфортный салон, но печка в нем грела, места были, и мне было вполне хорошо и уютно добираться в ней домой.



---------------------------

Вам понравился материал в моем блоге?  Если да, то можете отблагодарить немного, поддержав мой проект. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это поможет мне в организации моих путешествий и исследований. Ваш вклад поспособствует  развитию туризма и краеведения.
-------------------------------------------------------------------------
Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге: https://vk.com/club17791063

походы, ледовые походы, путешествия, руины, крепости, Российская Империя, история России, форты, Кронштадтская крепость, фортификация, поход, наша история, заброшенное

Previous post Next post
Up