Куда приводят мечты. Часть 2

Oct 09, 2019 13:54

Окончание. Часть 2. Начало Куда приводят мечты. Часть 1



Здесь должна звучать песня из вестерна о нелегком пути фургона переселенцев на Дикий Запад, но этот жанр в 1941 г. еще не был настолько известен

НОВЫЙ ФРОНТИР*
В июне 1941 года вермахт отправился в Россию добывать жизненное пространство для германского народа. Идея, которой вдохновлялся немецкий колониальный проект на Востоке, имела больше общего с американской идеологией Фронтира (освоение Дикого Запада), чем со средневековым тевтонским Drang nach Osten. Generalplan Ost был стратегией, основанной на экономических расчетах - он был призван дать немцам возможность разорвать вековые оковы малоземельности, навсегда избавиться от зависимости поставок ресурсов извне, получить мощный импульс к развитию, в результате чего стать сверхдержавой, поднявшись на уровень США и британской Империи.
Эта была вполне ясная и продуманная идея, которую впоследствии в пропагандистских целях державы-победители назвали "стремлением к мировому господству", дабы придать ей оттенок сумасшествия и бредовости. Но в реальности сумасшествия там было не больше, чем в Золотой лихорадке или в деяниях Ост-Индской компании, только вместо золота и серебра Германии, как воздух, нужна была обычная плодородная земля и ее недра.
Важный для нас момент: население СССР в рамках расовой теории рассматривалось в качестве "индейцев" - естественной помехи на пути к освоению новых территорий, которую предстояло устранить. Различия между военными и гражданскими славянами лежали только во времени их нейтрализации: с военными предстояло "разобраться" в первую очередь.



Авторы стратегии освоения Восточных земель прибыли знакомиться с обстановкой на месте. Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер разговаривает с жителями деревни Новинки во время инспекционной поездки по Белоруссии. Крайний справа - начальник личного штаба рейхсфюрера группенфюрер СС Карл Вольф. Второй справа - руководитель СС и полиции в Белоруссии группенфюрер СС Эрих фон дем Бах. Место съемки: Новинки, Минская область, Белоруссия, СССР. Время съемки: 15.08.1941

Предполагалось, что за 20-30 лет на расчищенных, согласно Generalplan Ost землях, расселить не менее 10 млн. немцев. Этническую границу между "чистым" населением и коренными жителями завоеванных территорий планировалось отодвинуть на 1000 км на восток и основать на ней "арийские цитадели" - поселения SS-цев, которые будут охранять Рейх от проникновения расово-чуждых элементов.

Гиммлер на совещании высшего руководства СС летом 1942 г.:
"Если мы не наполним наши лагеря рабами - в этой комнате я буду говорить очень четко и откровенно, - подневольными работниками, которых заставят строить для нас города, деревни и фермы, невзирая ни на какие потери, то даже после окончания войны у нас не хватит денег (только на доведение территорий густонаселенного Генерал-губернаторства площадью менее половины территории предвоенной Польши до стандартов, принятых в Германии, предварительно требовалась сумма равная трети ВВП Рейха - прим.) для оснащения наших поселений всем, что нужно для того, чтобы настоящие немцы могли жить там (на завоеванных землях) и укорениться уже в первом поколении."
Но сначала нужно было выиграть войну, в которой всё решали коммуникации и продовольствие.




КУРА, МЛЕКО, ЯЙКИ И НИКАК ИНАЧЕ
Штабные игры, проведенные при подготовке к плану "Барбаросса", показали, что неразвитая сеть советских железных дорог образует "бутылочное горлышко", сквозь которое не удасться ритмично снабжать наступающий вермахт. На все германские и союзные им войска просто физически не хватало ж/д путей: так, по немецким расчетам для каждой армии требовалась по крайней мере одна магистральная линия, в то время как после вторжения в СССР вермахт получил на 10 армий 3 магистральные линии. Хуже всего с ж/д обстояло дело на участке группы армий "Центр", где были сосредоточены основные силы вторжения. В этой связи, если бы вермахту удалось обеспечить себя продовольствием и фуражом на месте, т.е. реквизируя его у местных жителей, то это позволило бы задействовать все дефицитные транспортные возможности на перевозке исключительно боеприпасов и топлива, необходимого для достижения быстрого успеха на поле боя.

Вопрос об обеспечении Рейха продовольствием за счет оккупированных земель ставился во главу угла кампании на Востоке. Конец 1930-х годов в Германии не выдался урожайным. Дефицит фуражного зерна наблюдался не только в Рейхе, но и во всей оккупированной в 1940-м году Западной Европе. Если бы немцам не удалось изыскать дополнительные запасы зерна, то пришлось бы забивать скот, что живо бы напомнило простым крестьянам катастрофический по последствиям 1916 год.

Еще в мае 1941 года состоялось совещание представителей министерств Рейха и вермахта, по итогам которого секретариат зафиксировал следующие выводы относительно будущей оккупации России:
1. Мировая война может быть продолжена, если на ее третий год весь вермахт будет кормиться исключительно за счет России.
2. Отъем продовольствия вызовет голод на оккупированной территории и повышенную смертность гражданского населения.
3. В первую очередь следует принять меры к выявлению и изъятию масленичных семян и жмыха. Далее направить усилия на изъятия зерна.




ЛИШНИЕ ЛЮДИ
Если "Окончательное решение еврейского вопроса" и Generalplan Ost представляли собой секретные планы, то так называемый Hungerplan (План голода), предусматривающий освобождение оккупированных территорий от местного населения для последующего заселения "чистой расой", в Рейхе не скрывался и доводился до тысяч подчиненных, подробно объясняя причину конкретных насильственных действий: "русский должен умереть, чтобы немцы жили". Всем солдатам вермахта и сотрудникам оккупационных администраций предписывалось осознать стратегическую логику этого плана и следовать ей: любой ценой обеспечить Рейх продовольствием за счет граждан СССР, не допустив повторения ситуации ПМВ, когда голод в Германии привел ее к поражению и унизительному Версалю. В конце 1943 года Hungerplan привел к стабилизации системы обеспечения продовольствием немецкого населения. Осенью 1943 года, впервые с начала войны, продовольственные пайки для немецких граждан, которые ранее были сокращены в несколько раз, были снова увеличены.



«Русский должен умереть, чтобы мы жили» (нем. Der Russe muβ sterben, damit wir leben). 1941 г.**

Статс-секретарь министерства сельского хозяйства Рейха Бакке оценивал избыточное население СССР в 20-30 млн. чел. Эти же цифры озвучивали в разное время Гиммлер и Геринг, увязывая их с принципами оккупационной политики Германии в России. В указаниях по организации сельского хозяйства на оккупированных территориях было особо отмечено, что все созданные сталинской индустриализацией крупные города и промышленные центры на Западе России должны быть очищены от населения, дабы не создавать нагрузку на продовольственную систему Рейха. Впоследствии Северо-Запад, лесистый регион между Москвой и Ленинградом заселять немцами не планировалось из-за сложности организации с/х в этой климатической зоне.
В качестве примера реализации общей стратегии Рейха на оккупированных территориях остановимся на Ленинграде.




ЛЕНИНГРАД. ГОРОД, У КОТОРОГО НЕ ДОЛЖНО БЫЛО БЫТЬ БУДУЩЕГО
Подойдя к Ленинграду, вермахт столкнулся с проблемой многомилионного мирного населения советского промышленного города. У немцев было три варианта решения:
1. окружить город и ждать, пока его защитники, страдая от голода, холода и обстрелов, потеряют способность к сопротивлению и заодно существенно сократятся по численности.
2. вывезти трудоспособное население на Запад (меньше половины всех горожан) и использовать на работах в Рейхе
3. отправить ленинградцев пешком на территорию, занятую Красной армией.
Каждое решение имело свои недостатки. В Германии, взвесив ситуацию, пошли по наиболее простому пути, полностью соответствующем генеральной линии Рейха на востоке - окружить город и удавить ленинградцев в тисках голода и холода. Альтернатив у немцев в их парадигме не было: везти гражданское население на Запад было не на чем (железных дорог и подвижного состава не хватало, а Финский залив был усеян минами и вскоре вообще замерз). Кормить такое количество людей в самом Рейхе было нечем, да и никто всерьез это и не обсуждал.
От последнего варианта - отправить ленинградцев за линию фронта - немцы отказались (а наши доморощенные "разоблачители" до сих пор предлагают) из-за пропагандистских минусов: голодные и изможденные гражданские не смогли бы пешком в условиях осени-зимы 1941 г. пройти расстояние в несколько десятков километров до линии фронта и усеяли ли бы тысячами трупов обочины фронтовых дорог, нервируя солдат вермахта и его союзников, давая пищу для враждебной Рейху пропаганды.



Вас же предупреждали!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нацистских понятиях, гражданское население СССР, само того не желая, выступало равным по силе РККА врагом Рейха, потребляя критически ценный для Германии ресурс - продовольствие, которое сильно заранее было посчитано и распределено в качестве германской собственности. По мнению немцев "есть чужое" русским не полагалось и количество едоков предстояло оперативно довести до приемлемого для Германии. Основные "проблемные" русские жили в крупных советских городах и именно с них полагалось начать принудительную депопуляцию территорий. А вот советские деревни немцев по началу отягощали мало и рассматривались исключительно с точки зрения источника продовольствия. Многочисленные колхозы даже работали на оккупантов под советскими названиями, типа "Путь Ильича". В каждое село по роте солдат не посадишь и "новый порядок" не везде ощущался поселянами в его кононическом виде, тем более, что его проводниками оказывались свои же соседи и родственники со всеми вытекающими возможностями. От советских крестьян немцам требовалось только одно: ESSEN (еда). В остальном их ПОКА предоставили самим себе. Из чего родился нынешний тиражируемый ревизионистами миф о лояльном отношении оккупантов к русским. Что же касается Плана голода, то в целом, он был реализован - количество "лишних" едоков резко сократилось уже через несколько лет.
В дальнейшем никакого будущего у оставшегося коренного населения Европейской части России не было - русские, подобно американским индейцам, в течение пары десятков лет должны были освободить всю занимаемую ими землю для заселения ее германскими колонистами из малоземельных районов Рейха и открыть последним путь к вечному немецкому Счастью, Достатку и Развитию.
В тот раз у новых "покорителей Дикого Запада" (Востока) ничего не вышло - "индейцы" оказались с "Катюшами" и завершили очередной германский проект экспансии в Берлине. Но иллюзия конца истории обманчива, недостаток собственных ресурсов у Германии и зависимость от неконтролируемых ей морских коммуникаций сохраняется. Колесо истории вертится и гарантий, что все не повторится, пусть и в несколько измененном виде, не даст никто. Многочисленные шрамы войны в нашей стране пусть будут напоминанием потомкам победителей, что земля, на которой они живут, по-прежнему имеет ценность не только для них, и предостерегут от беспечности.

Примечание:
* - Фронтир (англ. frontier «граница, рубеж») в истории США - зона освоения белыми колонистами Дикого Запада, расположенная на территории современных штатов Северная Дакота, Южная Дакота, Монтана, Вайоминг, Колорадо, Канзас, Небраска, Оклахома и Техас, которая постепенно расширялась и перемещалась на запад вплоть до Тихоокеанского побережья. Американский историк Ф. Тернер, введший в науку само понятие фронтира, называл его «точкой встречи дикости и цивилизации».
** - фотография появилась в советской прессе в 1942 г. и значилась найденой у немца. Сомнения в подлинности присутствуют, но неубедительны.

Текст не является серьезным историческим исследованием, возможно содержит неточности и служит для привлечения интереса к теме.
Символы 3-ого Рейха приводятся в образовательных целях. Смерть фашизму!

Германия, Исторические зарисовки, Война

Previous post Next post
Up