Куда приводят мечты. Часть 1.

Oct 08, 2019 12:21



Портрет девочки (1941) классика германского реализма художника крестьянского происхождения Adolf Wissel (1894-1973)

О чем задумалась эта молодая особа в форме обязательного для всех юных немок Союза немецких девушек (Bund Deutscher Mädel), на фоне бескрайних полей? Конечно, о счастливом будущем. В 1941 году большинству немцев оно представлялось именно таким.
До сих пор нет единого мнения, чем же Адольф Гитлер и его приближенные так очаровали трудолюбивый и образованный народ Гейне и Бетховена, что немцы под гипнозом пропаганды сотворили в Европе форменный ад на земле. Не одной же черной формой SS-манов партийные бонзы NSDAP заворожили миллионы своих сограждан до такой степени, что обычные люди, вдруг перестав различать добро и зло, пошли за своим фюрером на самое дно?
Чтобы продвинуться в этом вопросе, попробуем пристальнее взглянуть на ситуацию в межвоенной Германии с точки зрения экономических интересов ее жителей, т.е. начать поиски той самой "своей рубашки", которая стала "ближе к телу" большинству немцев, и попробовать понять почему она вдруг (на самом деле - не вдруг) оказалась коричневой.



Reichsnährstand. Сельскохозяйственный праздник в Buckeberg. 1934 г. 700 000 участников.

На начало 1930-х годов в давно урбанизированной Германии крестьяне (21% населения) и ремесленники (39%) по-прежнему считались государством солью земли, хранителями народного духа и, как нынче стало модно произносить - "глубинным народом". "Крах немецкого крестьянства станет крахом немецкого народа!" - объявил Гитлер еще в 1933 г. Не будет преувеличением сказать, что нацистское правительство опиралось на немецкую деревню и с самого начала взяло курс на ее всестороннюю поддержку. Именно о крестьянах с любовью говорили в своих речах лидеры Рейха, именно большие крестьянские праздники стали местом, где ковалась эстетика нацистских торжеств, и именно деревенский уровень жизни планировалось подтянуть до высоких мировых стандартов. Кроме чисто электоральных причин, крестьяне должны были выполнить важную государственную задачу: обеспечить продовольственную безопасность Рейха. Тень морской блокады в годы Первой Мировой войны и вызванный ей сначала продовольственный, а затем и политический кризис, приведший Германию к поражению и унизительному Версалю, побуждала правительство Гитлера активно заниматься деревней. В дальнейшем, будущее бауэров (почетное звание германских крестьян) оказалось напрямую увязано с главным нацистским проектом: завоевание нового жизненного пространства на Востоке.



Adolf Wissel. «Крестьянская семья из Каленберга». Картина куплена лично фюрером в 1939 году. И опять на фоне бескрайних полей - мечте малоземельных крестьян

В середине 1930-х в Берлине специальные люди подсчитали, что для гарантированной сытой и счастливой жизни немецкой крестьянской семье нужно иметь 20 га собственной земли. Но как это реализовать в условиях дефицита территории в не очень большой (на фоне США и Британской колониальной империи) по размерам Германии с ее огромными, относительно большинства крестьян, угодьями, занятыми юнкерскими поместьями? В 1938 г на долю 2,5 миллионов мелких хозяйств земли приходилось меньше, чем на долю землевладельческой верхушки, составлявшей 0,1% всего населения Германии. Количество крупных поместий было подавляюще велико в Восточной Пруссии, которую наши нынешние плакальщики о потерянном немецком рае приводят в пример рационального обустройства. В Берлине, например, так не считали и предпринимали попытки, правда безрезультатные, "раскулачить" прусских землевладельцев в пользу малоземельных сограждан.



Программа "Народного автомобиля" тормозилась из-за низкой покупательской способности населения Рейха несмотря на то, что KdF-Wagen под нажимом правительства проектировался по минимально возможной цене, а покупки субсидировались различными бюджетными методами. Еще больше удешевить "народный автомобиль", чтобы приблизить его к народу, у Фердинанда Порше не вышло даже при полной поддержке из Берлина.

Недостаток земли и связанная с ним относительная бедность, убивали на корню главную пропагандистскую идею нацистов о грядущем народном счастье. При всей заботе правительства, немецкий крестьянин не получал ежегодно достаточный урожай, чтобы конвертировать его в сбережения, которые затем мог потратить на покупку субсидируемых Берлином "народного автомобиля" и "народного дома". К концу 1930-х невооруженным взглядом было заметно, что в ближайшем будущем Америку догнать и перегнать по уровню жизни не выходило.

Необходимую землю срочно надо было где-то раздобыть. А где же ее взять в тесной Европе, если ее, по меткому выражению писателя М. Твена, "уже больше никто не производит"?
А взять ее можно было только в одном месте - на востоке. А у пока недосягаемой Америки, можно было позаимствовать успешно апробированный рецепт приращения территории. Восточная Европа и западная часть Европейской России по расчетам Берлина должны были стать кузницей счастья германского народа, который вслед за победоносной армией, подобно американским поселенцам на Дикий Запад, двинется осваивать Lebensraum im Osten (восточное жизненное пространство). И это была не просто красивая фигура из пропагандистской речи Геббельса: заселение Восточных территорий помогло бы Берлину осуществить полномасштабную реорганизацию сельского хозяйства в самой Германии, где не должно было остаться ни одной семейной фермы, которая не приносила бы ежегодный доход менее 3000 рейхсмарок с размерами угодий от 18 до 30 га. Т.е. движение на Восток решало давнюю проблему перенаселения и связанную с этим малоземельность сельских районов Рейха, откуда предполагалось перевезти 220 тыс. семей.



Счастливое будущее для немецкого крестьянина лежало совсем недалеко. Нужно было пойти на Восток и овладеть им.

Итак, после всех кризисов начала 20-ого века, путь к устойчивой сытой и обеспеченной жизни для германского крестьянина лежал через территории на востоке. Фронтир 20-ого века - зона освоения немцами земель более слабых славянских народов, позволяла скромному "бауэру" вырваться из многих порочных кругов, в которых пожизненно пребывали миллионы немецких крестьян. И конечно, существенным стимулирующим фактором именно в Германии было обещанное превращение "маленького человека" в "господина": теперь он сможет приказывать своим слугам из коренного населения новых территорий и конвертировать их усилия в личное обогащение, как это делали в колониях более удачливые европейские соседи и так как это делали крупные землевладельцы в самой Германии.

Подытоживая, облечем в краткую форму ожидания германских крестьян от правительства Гитлера:
1. БЕЗОПАСНОСТЬ. Избавление от приходящих напастей (голода, войн, экономических кризисов).
2. БУДУЩЕЕ. Обретение земельного надела, который гарантировал предсказуемое будущее на высоком уровне потребления.
3. ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ. Повышение статуса. с "крестьянина" до "хозяина" (власть над батраками и их работа на благосостояние семьи хозяина).

А что еще надо, тем более, что в межвоенном настоящем с этим отмечалась несправедливая (немцы очень ценят справедливость) недостача? После всех кризисов начала XX-ого века германский народ осознал, что судьба перед ним в долгу и Гитлер - тот, кто, взыщет этот долг сполна. А вера в то, что всё вышеуказанное осуществимо, многократно возросла после удачных польской и французской кампании.



В отличии от переселенцев на Дикий Запад, немцы подготовились к колонизации нового жизненного пространства основательнее. На пути к счастью у них стояли более серьезные "индейцы"

Фюрер осенью 1941 г. излучал оптимизм, готовился благословить соотечественников на заселение восточных земель и предрекал близкое счастье: "Волга станет германской Миссисипи. Здесь на Востоке повторится тот же исторический процесс, который происходил при завоевании Дикого Запада. Полноценные переселенцы вытеснят неполноценное коренное население, открыв путь в новую эру. Европа - а не Америка - станет землей неограниченных возможностей!"

Как всё это предполагалось реализовать, что ждало коренные народы на завоеванной Рейхом территориях - об этом поговорим в следующей части.

Текст не является серьезным историческим исследованием, возможно содержит неточности и служит для привлечения интереса к теме.
Символы 3-ого Рейха приводятся в образовательных целях. Смерть фашизму!

Германия, Исторические зарисовки

Previous post Next post
Up