Наше все

Jan 05, 2013 14:13




И путник усталый на бога роптал:
Он жаждой томился и тени алкал.
В пустыне блуждая три дня и три ночи,
И зноем и пылью тягчимые очи
С тоской безнадежной водил он вокруг,
И кладез под пальмою видит он вдруг.

И к пальме пустынной он бег устремил,
И жадно холодной струей освежил
Горевшие тяжко язык и зеницы,
И лег, и заснул он близ верной ослицы -
И многие годы над ним протекли
По воле владыки небес и земли.

Настал пробужденья для путника час;
Встает он и слышит неведомый глас:
«Давно ли в пустыне заснул ты глубоко?»
И он отвечает: уж солнце высоко
На утреннем небе сияло вчера;
С утра я глубоко проспал до утра.

Но голос: «О путник, ты долее спал;
Взгляни: лег ты молод, а старцем восстал;
Уж пальма истлела, а кладез холодный
Иссяк и засохнул в пустыне безводной,
Давно занесенный песками степей;
И кости белеют ослицы твоей».

И горем объятый мгновенный старик,
Рыдая, дрожащей главою поник...
И чудо в пустыне тогда совершилось:
Минувшее в новой красе оживилось;
Вновь зыблется пальма тенистой главой;
Вновь кладез наполнен прохладой и мглой.

И ветхие кости ослицы встают,
И телом оделись, и рев издают;
И чувствует путник и силу, и радость;
В крови заиграла воскресшая младость;
Святые восторги наполнили грудь:
И с богом он дале пускается в путь.

Девятая часть пушкинских «Подражаний Корану». В своем эссе о четырехстопном амфибрахии г-жа Седакова уделяет этим стихам ключевую роль в создании определенной смысловой темы, которая сопровождает этот размер в русской поэзии на протяжении более ста лет - от Жуковского до Пастернака. Тема эта заключается в Божьих чудесах, призванных вразумить человека. Так это или нет, сказать сложно, но стихи волшебные не только своей версификацией, но и кинематографичностью. Словно видишь воочию, как над спящим путником (излюбленный современными операторами прием) в ускоренной съемке проносятся день и ночь…

Пушкин

Previous post Next post
Up