Меланхолия - Melancholia (2011)

Aug 01, 2011 08:44




А теперь, леди и джентльмены, я прошу вас выйти в сад, сейчас будет конец света.




Когда на улице за 30, самое время смотреть Меланхолию, немного да отвлечет. Не скажу, что в восторге от этого фильма, но какое-то впечатление он произвел, но скорее того свойства, что, выйдя из кинотеатра (кстати, смотрел в английском оригинале), нереальность фильма как-то подействовала на реальность обыденную, и какое-то время все стало несколько странновато. Наверно дело в том, что фильм правдоподобным назвать сложно. Кино, по сути, всегда изображает нам выдумку в той или иной мере, ну а уж когда речь о конце света, то ясно, что это не более как идея на эту тему, даже и не очень многоплановая. Если честно, то философия во второй части, мягко говоря, немного детская. Вообще этот фильм можно прочитать по-разному, и воспринимается он каждым по-своему в меру его представлений. Лично мне фильм показался с множеством потуг на что-то. Как мало нужно среднему зрителю, чтобы найти, что он посмотрел сегодня что-то неординарное. Наполовину это чувство может возникать оттого, что не все в фильме очевидно и понятно. В какой-то момент вообще можно задать себе вопрос, а зачем была первая часть? Первая часть начинается с того, что пара опаздывает на свадьбу, но это их собственная свадьба. Что уж здесь такого? Правда, кажется, что эта свадьба - не праздник, а сплошная инквизиция в духе Кафки. В сущности, я не стал бы рекомендовать этот фильм людям особо чувствительным, и дело совсем не в конце света. А в том, что все персонажи какие-то тревожные. Вообще, в первой части у зрителя может возникнуть чувства, сходные с тем, что, должно быть, испытывали герои фильма “Девять”, когда нет для фильма даже сценария, непонятно какие костюмы шить и к какой роли готовится, они все ждут объяснений. Что ж, вот и от Меланхолии ждешь объяснений, особенно в отношении первой части. Что это за люди? И что такого особенного в том, чтобы придумать рекламный слоган? Платят же им там за такую ерунду, я вот вам хоть двадцать сейчас придумаю сходу.





В принципе, причем тут сама меланхолия, хотя бы поэтическом смысле этого слова? Разве то, что изображает нам Данст, это меланхолия? Это сплин? Это dead black? Равнодушие к счастью и равнодушие к несчастью? Видно, фон Триер читал словарь Брокгауза и Эфрона. Вообще режиссер решил показать нам два вида приятия жизни на примере двух сестер. И не то чтобы тут какие-то крайности, и не то чтобы тут какая-то унификация. Сестры встречают конец света. В сущности, это женщины несут жизнь. Мужчины здесь постольку поскольку. Муж Клэр выбывает еще до финального представления при загадочных обстоятельствах, хотя может это потому, что он не подавал вида, что боится, и не выдержал. Что вообще делать перед концом света? Почему бы и не выпить вина и не спеть песню? Нет, надо построить круг хаоса (дом из веток, об этом в шутку можно подумать, как об аллюзии на Трех поросят), в пределах которого спокойнее. Но ведь и это так же бессмысленно. С другой стороны, как мы знаем, все бессмысленно вовсе и без всякого афродизиака в виде угрозы всеобщего исчезновения. Чарли Чаплин вам скажет, что в основе жизни лежит не смысл, а желание (а Ислам вкупе с Буддизмом, что желание - это причина страданий). Почему людей так интересует конец света? Потому что им нравится жить, впрочем, в некоторых случаях и потому, что им жить не нравится. Что вообще хотел сказать нам фон Триер своим фильмом? Что жизнь - это зло и плевать на все, все неважно? Ну выжал бы еще что-нибудь. Похоже, что что-то там про Гитлера он сказал просто от скуки.




Что касается внешней стороны фильма, то игра актеров меня не удивила. То, что Данст умеет играть, не новость, учитывая, что этим она занимается с пеленок. Впрочем, видно, что все именно что играют, не более. А вот блуждание операторской камеры в начале фильма несколько угнетало, впрочем, ясно, что так задумано было. Что касается спецэффектов, то местами симпатично. Что касается музыки, то местами помпезно. Не то чтобы я раскритиковал этот фильм, этот фильм даже наверно следует посмотреть. В сущности, мне то хочется его пересмотреть, то нет, зависит от настроения, думаю, как-нибудь да пересмотрю. А в ответ на этот фильм можно послушать песню.

Ay arriba arriba,

Por ti seré, por ti seré.

Потом ночью еще такой стишок написал:

Нальем вина и сядем на террасе,

И будем песни громко петь!

И вспоминать о каждом дивном часе.

Прогоним мы тоску, чтоб с ней не околеть.

Мы здесь одни, но этого немало.

Зато мы вместе в этот час.

Пускай звезда на небосклоне пала,

Зато пока еще огонь наш не погас.

Так скажем то, еще что не сказали

Друг другу мы, чего таить?

Быть может, утомят нас трали-вали,

И мы устанем просто только говорить.

стихи, movie

Previous post Next post
Up