Еще одна магистраль мечты

Dec 04, 2019 16:41

          Лавры Бориса Дубровского, похоже, не дают покоя губернатору Текслеру: вслед за идеей экс-губернатора о «базовой» авиакомпании, он озвучил идею скоростной магистрали - правда, не такой большой, как Челябинск-Екатеринбург: она, по мысли Текслера, сможет доставлять пассажиров в обновленный челябинский аэропорт.

Тут жажды политического пиара, пожалуй, больше чем неосведомленности.  Это понятно: сегодня у Текслера практически отсутствуют позитивные, устремленные в будущее темы для публичных посланий, а они очень нужны. Однако не все пиар - прожекты (особенно уже использованные) одинаково полезны, в этом легко убедиться.

В соответствии с канонами пиара идея «скоростной электрички» до челябинского аэропорта была высказана губернатором максимально туманно, что делает невозможной ее подробную критическую оценку, но обоснований у нее не больше, чем у прожекта «уральской ВСМ», благополучно похороненного вместе с политической карьерой губернатора Дубровского.

Принципиально здесь следует отметить два момента.

Во-первых, аэроэкспрессы как бизнес провалились во всех городах РФ (Сочи, Владивосток, Казань), где они запускались (кроме Москвы, конечно) - слишком мал пассажиропоток и велика конкуренция с автотранспортом. Даже в Сочи в 2012-2013 годах убыток аэроэкспресса составил 100 млн рублей, во Владивостоке за то же время - 110 млн. При том, что в Сочи аэроэкспресс строился в рамках подготовки к Олимпиаде, во Владивостоке - к саммиту АТЭС, в Казани - к Универсиаде, на это центром выделялись большие деньги.

Сегодня пассажиропоток челябинского аэропорта - 1,7 млн человек в год, со следующего года он сможет потенциально обслуживать 3,5 млн (но этого, конечно, не будет), а для безубыточности экспресс-поездов необходимо, чтобы аэропорт обслуживал не менее 8 млн пассажиров (московский аэроэкспресс перевозит ежегодно 12 млн человек, поэтому он прибылен и является успешным частным бизнесом - И.Махмудов деньги абы куда не вкладывает).

В итоге дотирование скоростных электричек полностью ложится на местные бюджеты и отчасти на РЖД. Оно нам надо?  (Не считая, конечно, затрат на строительство, оборудование и технику - их никто у нас не считал, но счет пойдет на миллиарды).
        Это при том, что у нас нет регулярной скоростной электрички даже до Магнитогорска, хотя здесь пассажиропоток гарантирован во много раз больший, чем в челябинский аэропорт, считает эксперт Я.Гуревич.

Во-вторых, в Челябинске изначально нельзя рассчитывать на то, что аэроэкспрессом будет пользоваться большинство местных пассажиров. Постоянно (или хотя бы регулярно) летающим челябинцам гораздо удобнее вызвать такси, а не добираться в 5 утра на перекладных с багажом до вокзала (тем более, что сейчас это нисколько не дороже).

А с учетом того, что такой проект - исключительная компетенция федерального центра и РЖД, все разговоры на эту тему в нынешней социально-экономической  ситуации можно считать бессмысленными (Минфин РФ на днях окончательно отказал в финансировании даже скоростной магистрали между Москвой и Питером).

Разговоры про «челябинский аэроэкспресс» мало уместны и чисто политически: большинство челябинцев никуда не летает и едва ли радостно одобрит миллиардные бюджетные траты «для богатых», а те, кто летает, пользуются личными (служебными) автомобилями или же такси - им этот проект тоже глубоко фиолетов.

Так что даже пиар это плохой и совсем не «технократический» - скорее отдает суровым креативом специалистов по обработке металлов давлением. Но едва ли губернатору Текслеру следует пользоваться объедками пиар-пиршеств «магнитогорской команды»: ее опыт нельзя признать однозначно позитивным, а у населения появилась дурная привычка припоминать губернаторам однажды сказанное.

челябинский аэропорт, аэроэкспресс, А.Текслер

Previous post Next post
Up