Челябинский кризис: причины и пути преодоления
Вчерашнее
выступление А.Текслера на заседании регионального СПП внушает оптимизм - новый глава региона достаточно адекватно (с поправками на избирательную кампанию) оценивает состояние области и основные социально-экономические риски. Однако главное - политические оценки и предложения бизнесу и населению, видимо, отложено на 30 мая, когда Текслер будет выступать с посланием перед Заксобранием области.
Если оставить в стороне дежурные фразы о том, что экономика у нас «крепкая», а промышленность «устойчивая», то нельзя не согласиться с оценкой Текслером главной проблемы региона: растущие доходы бизнеса и бюджета не приводят к росту инвестиций в реальную экономику и повышению реальных доходов населения области.
Дело обстоит ровно наоборот: капиталы бегут из Челябинской области, а население беднеет. И виноват в этом не бизнес (во всяком случае, не только он), а, в гораздо большей степени - региональная власть.
Могу говорить об этом достаточно определенно, так как именно этому, ключевому дисбалансу экономики и социума региона посвящен аналитический доклад об управленческом и социально-экономическом кризисе в Челябинской области (авторы - С.Гордеев, С.Зырянов и я), который был передан в администрацию области десять дней назад.
Правда, мы оценивали проблему более категорично (эксперты могут себе позволить обходиться без ритуальных реверансов), указывая на углубляющийся разрыв между суммарным объемом финансовых ресурсов, отражаемых на счетах предприятий (организаций) и объемом денежной массы, поступающей в оборот реальной экономики области - бегство капитала из экономики региона.
Оценочно, ежегодный суммарный масштаб потерь регионом денежной массы выходит на уровень 200 млрд. руб., а суммарно за последние 4 года - на уровень 900 млрд. рублей.
Главная социально - экономическая проблема Челябинской области, таким образом, заключается в том, что рост денежных ресурсов (фактически - сверхдоходов, образующихся в условиях выгодной внешнеэкономической конъюнктуры и изменения валютных курсов), отмечаемый в последние годы у ряда предприятий и организаций Челябинской области и отразившийся в соответствующем росте поступлений в областной бюджет, не привел к экономическому росту и увеличению реальных доходов населения.
Напротив, доходы жителей области, объемы инвестирования и индексы производства продолжали падать (если разрыв в размерах средней заработной платы в регионе и в России в 2010 году составлял 1960 рублей, то в 2018 году он достиг 11813 рублей).
Причины столь серьезного дисбаланса коренятся, на наш взгляд, прежде всего, в управленческом кризисе, порождающем противоречия и недостатки социально-экономической политики правительства региона, которое во многом игнорировало федеральные тренды и инициативы, а также реальные возможности развития, но декларировало в не адекватных проблемам региона «бумажных стратегиях» фантомные цели крайне затратных и весьма сомнительных «мегапроектов» (ТЛК «Южноуральский», ВСМ Челябинск-Екатеринбург, избыточные объекты для саммита ШОС и т.д.).
При непрозрачности условий ведения бизнеса в регионе поощрялась монополизация отдельными административно-финансовыми группами жизненно важных для экономики и населения сфер (дорожное строительство и ремонт, обращение с ТКО, жилищное и инфраструктурное строительство, благоустройство и др.), что не могло не привести к «бегству» инвесторов и капиталов, снижению качества жизни и росту протестных настроений, оттоку населения ( с 2010 г. по 2018 г. минус 38236 человек).
Говоря иначе, конъюнктурный рост доходов (и даже сверхдоходов) отдельных региональных бизнес-групп способствовал в последние годы не развитию реальной экономики и повышению доходов населения, а ухудшению бизнес - климата и выводу капиталов с территории области. А прирост доходов регионального бюджета привел во многом к их перераспределению в интересах аффилированного с властными структурами бизнеса и, далее, также к выводу из региона.
За последний год наблюдается некоторое увеличение инвестиций в экономику области и компенсационное оживление торговли, однако это связано, прежде всего, с общероссийскими трендами, а также с реализацией крупных инвестиционных проектов двух компаний национального масштаба (менее других зависящих от ситуации в регионе) - РМК и ММК. Это, однако, не решает принципиальные проблемы области и востребует серьезные корректировки социально-экономической политики.
Они должны лежать, как мы отметили в своем докладе, прежде всего, в плоскости решительной борьбы с монополизмом и клановостью во всех сферах экономической и общественной жизни, повышения их прозрачности и конкурентности.
Также необходим кардинальный пересмотр подходов к формированию целей и задач развития региона. Некорректные, несбалансированные и не вызывающие доверия «бумажные» проекты и пиар - стратегии на длительные сроки, лежащие вне рамок политической ответственности действующей администрации, мог бы сменить реальный пятилетний план реализации национальных проектов на территории региона: программа, подготовленная в сотрудничестве областных экономических и научных структур, экспертного сообщества.
При подготовке и осуществлении такого плана необходим переход от слов к делу в сфере реализации проектов ГЧП для «разворота» финансовых ресурсов бизнеса в интересах региона.
Вчерашнее выступление А.Текслера перед СПП показало, что врио губернатора видит эти проблемы, риски и перспективы. Однако требуются более определенные политические оценки, демонстрирующие решительный отказ от разрушительной, откровенно коррупционной парадигмы региональной власти последнего десятилетия, которая сделала бизнес в Челябинской области непривлекательным, а население - бедным.
Возможно, мы услышим о «новом курсе» для Челябинской области из выступления А.Текслера перед ЗСО 30 мая. Такой курс вполне возможен - ведь у Челябинской области есть все необходимое для того, чтобы ее очевидный потенциал и имеющиеся ресурсы начали служить главной цели - реальному развитию региона и росту качества жизни живущих здесь людей.
Собственно, для этого президент и сменил здесь губернатора два с половиной месяца назад.