Министерство экономического развития Челябинской области (министр - Е.Мурзина) преподнесло недавно всем жителям региона большой подарок. Согласно опубликованной на сайте министерства «Справке о величине бюджета прожиточного минимума в Челябинской области» (
http://econom-chelreg.ru/activity/urovgizn/pkpm?article=2216), по итогам последнего квартала прошлого года бюджет прожиточного минимума южноуральцев сократился, причем сразу на 5% - с 7267 рублей в месяц в III квартале 2013г. до 6 936 рублей в месяц по итогам IV квартала.
То есть жить стало лучше и веселее - денег на жизнь, по мнению областных чиновников, по итогам прошлого года населению требуется куда как меньше. Все мы (и, в особенности, самые малоимущие земляки, реально живущие на бюджет прожиточного минимума) в течение одного квартала улучшили свое благосостояние сразу на 5%. Такого не было, как следует из этой же справки Минэкономразвития, минимум с 2001 года. А по оценкам независимых специалистов - так вообще последние 20 лет!
Откуда взялось в разгар экономического кризиса, стагнации производства и роста цен такое удивительное достижение?
Говоря официальным языком, «бюджет прожиточного минимума» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.
Рассчитывается этот минимальный бюджет в среднем на душу населения, а также по основным социально-демографическим группам региона и ежеквартально утверждается постановлением губернатора области (в данном случае - постановлением врио губернатора Б.Дубровского от 04.02. 2014 N 156, в котором и содержались эти удивительные цифры).
Возникает, однако, резонный вопрос: как мог бюджет прожиточного минимума уменьшиться - сигнализируя о том, что цены на основные товары и услуги в регионе снижаются, если эти самые цены в это же самое время реально росли?
Это прекрасно знает и чувствует на своем семейном бюджете каждый житель области. Но есть и официальные данные Челстата, согласно которым индекс потребительских цен в феврале 2014 г. по сравнению с февралем 2013г. (то есть, включая IV квартал 2013г.) составил 105,5%, при том, что реальные денежные доходы населения области за этот же период уменьшились (99,8%). А годовая инфляция в декабре 2013 года превысила 6%
http://www.vestifinance.ru/articles/36707 Даже с учетом так называемого сезонного фактора (осенью, например, дешевеет картошка), бюджет прожиточного минимума никак не мог сократиться в IV квартале на 5%. Тем более, что, по тем же официальным данным, содержащимся в «Справке» Минэкономразвития, такого не было, начиная с 2001 года - хотя были за эти 13 лет периоды значительно более экономически благоприятные, чем конец 2013 года.
Но если цены растут, а доходы населения сокращаются - как может уменьшиться минимальная сумма, требующаяся жителю региона на покупку ключевых товаров и услуг? Это логически невозможно - а стало быть, требуется объяснить, кому и зачем понадобился такой фокус с цифрами - замечательная ловкость рук и совсем никакого мошенничества.
Дело в том, что бюджет прожиточного минимума как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования уровня жизни населения, а также - внимание! - для оказания государственной адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий.
То есть если бюджет прожиточного минимума растет, то властям нужно срочно задумываться о соответствующем увеличении зарплат, пенсий и пособий. Искать новые источники доходов. Сокращать расходы на себя. Работать, в общем. А вот если он вдруг падает….Тогда обо всем этом можно не только не думать, но кое-где и существенно подрезать социальные расходы, подморозить, а то и реально сократить зарплаты, поднять не насущные, скажем так, расходы.
А еще это важный показатель социально - экономической ситуации в регионе. Растущий бюджет прожиточного минимума говорит о том, что жить здесь становится сложнее, это «звонок» для властей - народ у вас живет хуже, беднее, денег для «поддержания штанов» требуется все больше, социальная обстановка накаляется. А поскольку с этими данными быстро знакомится московское начальство - это еще и большой минус лично руководителю области.
Зато если в данном конкретном регионе бюджет прожиточного минимума падает, значит здесь все идет хорошо, цены снижаются, народ доволен - такому губернатору впору сверлить на лацкане пиджака дырочку для ордена и ждать повышения по службе.
Эти мифические цифры, похоже, явились очень специфическим «подарком» чиновников Минэкономразвития новому губернатору Борису Дубровскому, хотя готовились изначально как «доказательство» успешности его предшественника М.Юревича в то время, когда решалась его политическая судьба (конец прошлого - начало нынешнего года).
Ведь оказалось, например что «бюджетники» в регионе теперь получают целых четыре прожиточных минимума! По этому показателю получается отличный отчет перед Москвой и губернатору не нужно ломать голову, где срочно найти деньги для очередного повышения зарплат.
Однако такой «подарок» сродни «троянскому коню». Потому что уже 16 апреля Б.Дубровский подписывает с подачи того же Минэкономразвития постановление N 317, согласно которому прожиточный минимум южноуральцев в первом квартале 2014 года установлен на уровне 7449 рублей в расчете на душу населения - то есть он подскочил по сравнению с IV кварталом 2013 года (последним полным кварталом работы губернатора М.Юревича) сразу на 513 рублей или почти на 8%!
Вывод, который должны, по всей видимости, сделать московские кураторы региона, таков: как-то слабо начал свое правление Борис Дубровский - при его предшественнике бюджет прожиточного минимума падал, а при нем вновь стал расти. Первый минус в «зачетку» нового лидера. Ведь это на сегодня единственный четко «цифруемый» результат первых месяцев его правления.
Неверная информация, дающая искаженную картину действительности, губительна для политиков, ибо подталкивает их к неадекватным решениям. Привычно пытающиеся сохраняться во власти при помощи дезинформации чиновники делают заложниками своей лжи и эгоизма как саму власть, так и общество.