50 вертолетов для бюджета области

Apr 21, 2014 08:36

                          (Дубровскому на заметку)

Вместе с группой экспертов - юристов, специалистов по имущественным отношениям и корпоративным конфликтам (С.Звеняцковский, И.Липатников, Е. Ковалев и др.) заканчиваем сейчас работу над предложениями по существенному (20-40%) увеличению доходной части и сокращению дефицита бюджета Челябинской области в поддержку заявленного курса и.о. губернатора области Б.Дубровского.

Часть этих предложений ранее уже направлялась губернатору отдельными членами группы, однако прочно осела в недрах аппарата - возможно, будучи не вполне оформленной. Сейчас речь идет о формулировании консолидированной позиции и ее публичном предложении властям области. Возможно, эти инструменты заинтересуют и другие субъекты РФ - с бюджетами нынче почти везде плохо, а будет еще хуже.

Суть проблемы для пущей ясности можно сформулировать предельно образно: продавая сегодня ради пополнения казны вертолет экс-губернатора, область ежегодно теряет на налоговой недоимке крупных компаний сумму, примерно равную стоимости 250 таких вертолетов.
            Может быть, стоит вернуть для начала хотя бы 20% от этой суммы? 50 «вертолетов Юревича»?

В Челябинской области (не только здесь, конечно) огромное распространение получила практика ухода от уплаты налогов посредством искусственного банкротства собственного бизнеса крупными предпринимателями.  Согласно статистике и экспертным оценкам, по результатам процедур банкротства взыскивается не более 4,5% установленной в пользу ФНС (федеральной налоговой службы) задолженности. Обычно эти суммы погашаются «лжебанкротами» -  если долги перед налоговиками незначительны в сравнении с остальной кредиторской задолженностью. Таких предприятий в Челябинской области ежегодно насчитывается сотни.

Размер официальной недоимки в Челябинской области в период с 2000 года по сегодняшний день колеблется в пределах от 10 до 40 миллиардов рублей (сейчас - около 20 млрд.). Примерно половина этой суммы (самые крупные долги) «прячется» в процедурах банкротства, по завершении которых просто списывается. Реальная же недоимка (фактическая, но не задокументированная налоговыми органами) составляет величину минимум в пять раз большую.

Процедуру банкротства за последние 10 лет прошли многие крупные предприятия региона: ЧТЗ, «УралАЗ», «Челябуголь», Каслинский машзавод, Юрюзанский машиностроительный завод, Кыштымский машзавод, Карабашский медеплавильный комбинат, Златоустовское рудоуправление, Катав-Ивановский цементный завод, Кусинский машзавод и множество других, причем некоторые - не по одному разу.

За десять лет челябинский арбитраж рассмотрел около 10 тысяч заявлений о банкротстве. По оценкам экспертов нашей группы, цель девяти из десяти этих банкротств  - не платить недоимку, доначисленную налоговой службой при очередной проверке. Учитывая, что «среднее» банкротство продолжается примерно три года, каждый год 300 предприятий области «законно» уклоняется от налогов на огромные суммы.
            Иначе говоря, каждый год порядка 300 крупных предприятий области «экономят» на налогах примерно 250 «вертолетов губернатора». Экономят за счет остального регионального сообщества, разумеется, за счет бюджетов области и страны.

Конечно, эти деньги одномоментно вернуть в бюджеты нельзя. Но часть - можно. Начать эту работу, формируя цивилизованную модель поведения крупного бизнеса, когда уход от налогов через лжебанкротства становится делом не только опасным, но и постыдным - необходимо. Мы отдаем себе отчет в том, какое сопротивление влиятельных людей, причастных власти, эти предложении вызовут. Но когда-то традиции воровства и пренебрежения общественными интересами должны быть сменены в нашем бизнесе приверженностью закону и ценностью репутации.

Главная проблема - в ведомственной раскоординированности работы в этом направлении на уровне региона.  Ключевое звено - ФНС, этой проблемой системно не занимается, так как перед ней стоят четко регламентированные Москвой задачи, а за общий результат на уровне области эта служба не отвечает.
              Территориальные подразделения федеральных служб и органов власти сегодня имеют все инструменты и механизмы для решения задач подобного рода. Однако, как правило, они выполняют не те задачи, которые жизненно потребны региону, а те, за которые их «спрашивают» из Москвы. Взыскание недоимок в бюджет области в ходе лже - банкротств в эту повестку явно не входит. Иначе говоря, у федеральных служб часто отсутствует реальная мотивация решать региональные задачи и отчетливое понимание этих задач.

Поэтому для практического достижения целей существенного пополнения консолидированного областного бюджета следует, на наш взгляд, создать при губернаторе области координационный орган экспертно - юридического характера с привлечением независимых специалистов (в основном на общественных началах), который будет вырабатывать перспективный план по каждому крупному неплательщику, готовить меры по установлению реального размера недоимки и ее взысканию; в тесном взаимодействии с федеральными органами государственной власти (ФНС, МВД, ФССП, суды, ФСБ и другие) добиваться их практического исполнения, широко используя информационные технологии и работу с общественным мнением.

Здесь могли бы эффективно сопрячь свои усилия и возможности государственные органы, политическая власть, экспертное сообщество, ресурсы общественных и профессиональных объединений. «Цена вопроса» для региона вполне «цифруема» - примерно сотня «вертолетов Юревича» в год.

Это хороший приз для начала совместной работы.

"вертолет Юревича", Борис Дубровский, бюджет Челябинской области

Previous post Next post
Up