В этот раз занимались полным составом около часа.
Дети расселись, но усидеть на месте и помолчать не могли ну никак.
- Может сначала побегаем, а потом поговорим? - предложила я
- Нет! Сначала поговорим! - закричали все дети сразу.
Чтож начали (или продолжили, если считать прошлый урок) с транзитивности
1 Транзитивность
Задания были примерно такие:
Цапля прыгает дальше курицы, а страус прыгает дальше цапли. Кто дальше всех прыгает? Кто ближе всех прыгает.
Ответили все хором и правильно.
У Сани домик больше чем у Евы, а у Лены больше чем у Саши. У кого самый большой домик?
Только Лена не смогла дать ответа, она только повторяла, что у Саши домик точно больше чем у нее (видимо логика таки подсказывала ей правильный ответ, но он шел в разрез с действительностью). На помощь Лене пришли остальные и ответили правильно.
Волк воет громче бегемота, а мышка пищит громче волка. Кто самый тихий? Кто самый громкий?
Мама любит яблоки больше лимонов и бананы больше лимонов. Что мама любит меньше всего? А что больше?
До этого вопроса все отвечали все правильно. А тут начали предлагать разные результаты. Я вообще думала вопрос: "что мама любит меньше всего?" не должен вызвать проблем. Но тут поломался шаблон и в ответах были как яблоки, так и бананы. Обсудили, нашли что мама любит меньше всего.
2 Карлики-великаны, толстые-тонкие.
Толстые - руки в разные стороны, щеки надуты. Тонкие - руки вверх, щеки втянуть. Смеху было много.
3 Многоугольники
Я рисовала на доске многоугольники, мы обсуждали их название и количество углов. Были в примерах многоугольники с невыпуклыми углами тоже.
После этого я достала много заранее нарезанных картонных цветных многоугольников и предложила развести по магазинам (тарелкам с числами). Сколько углов - такой магазин. (уже после занятия я нашла ошибки, за всеми не уследишь. В основном на невыпуклые углы. Поиграем в них еще)
Многоугольников оказалось мало. Дети готовы были развозить и дальше. Саня даже расплакалась оттого, как ей мало досталось.
Закономерно магазины 1 и 2 пустые. Спрашиваю: почему так получилось. Ответ был очень логичным, и почему только я его не ожидала услышать?
- Потому что таких нам не дали.
- А вообще такие могут быть?
- Да!
- Хорошо, а нарисуйте мне на доске такие.
Все ринулись, расхватали мелки и… застыли перед доской, пока Саша не нарисовала каплю!
Первой мыслью было: надо объяснить, что это не многоугольник. Но мне стало жалко хорошей идеи и я отложила разговор о том, что такое многоугольник, до следующего занятия. Вместо этого я попросила нарисовать фигуру с двумя углами. У Сани эта фигура никак не выходила. Илюша первый нарисовал полукруг.
Ребята все пробовали рисовать нужные фигуры. Лена оставалась в рамках задачи. Она пыталась нарисовать именно многоугольник с одним или двумя углами. У нее все время получались треугольники, но она не сдавалась. Надеюсь на следующем занятии так попробуют все и мы сможем плодотворно поговорить на тему, а бывают ли такие вообще.
4 Лягушки
Сегодня прыгали как лягушки просто на скорость. Когда напрыгались - перешли к следующему заданию.
5 Счетные бусы
Само задание я взяла у несравненной Жени Кац.
Для начала дети и я сделали каждый себе по счетным бусам (пять подряд бусин одного цвета, пять другого)
Задания были такие:
Спрячьте сколько-нибудь бусин в кулачке, а я угадаю сколько спрятали. После моего ответа дети тщательно его проверяли.
Спрячьте бусины в кулачке так, чтобы осталось только 5/6/3 и т.п.
А теперь спрячьте по-другому. Это задание сначала показалось сложным, но все в итоге сделали сами без моих объяснений.
Я спрятала бусины, догадайтесь сколько? Саня с Илюшей сразу ответили.
6 Котосовы
Правила игры можно найти тут:
https://m.bandaumnikov.ru/nastolnye-razvivayushchie-igry/kotosovy.html Основной недостаток настольных игр в том, что дети скучают пока ждут своей очереди. Тем более пока игра неспешная в силу того, что дети порой думают долго. Я решила немного поправить правила, чтобы все дети были включены в игру.
Я предложила над заданием думать всем. Если кто-нибудь найдет ответ раньше игрока, который ходит, в этом случае надо молча показать ответ мне. Если он верный, то я дам счетную палочку.
В итоге становится два победителя, у одного больше всех карт, у другого больше всех палочек. Вариант просто на скорость думать и кто первый назовет, тот и заберет не работает. Дети обижаются, что не дают им подумать, мешают им и в итоге забирают их карту.
Игра пошла гораздо веселее. Глеб вообще виртуозно играл. Он еще и кидает исключительно сложный кубик и вполне хорошо отвечает по нему. И палочек он собрал больше всех (как это кореллирует с тем фактом, что он в других заданиях очень часто путается в счете я не знаю. Там где надо потыкать пальцем и посчитать ему сложно, а там где глазами оценить количество - на "ура").
Правда к середине игры Глеб начал просто угадывать ну или показывать на кубике примерное количество. Меня это не смутило, я просто отвечала ему меньше/больше и он вполне прилично искал в пределах шести. Получилось как задание с поиском кошки.
Уф, успели много, но всё как-то галопом. Хочется порой вдумчивой медленной работы или рассуждений. Все мне хочется что-нибудь дообъяснять, обратить на что-нибудь внимание отдельно. Но мои пятилетки больше 10 минут не удерживают внимания на одном, хотя и увлечены. Бывают мометы, что могут и 15, и 20 минут что-нибудь увлеченно творить, но это скорее исключение.
А у вас как? Такие же непоседы или вы все таки успеваете "подать материал"?