Немногие из нас могут похвастаться тем, что видели, как конструктор делает первые наброски нового самолёта, а потом, через некоторое время, получили ещё и возможность полетать на этом самолёте. У меня такое было, - как сейчас помню тот тёплый сентябрьский вечер, когда команда самарского СКБ "Чайка" показывала и обсуждала с заказчиком первые почеркушки-эскизы своего нового сухопутного самолёта, на ходу внося в эскизы поправки и изменения. Происходило всё это за большим уютным столом под навесом, на волжском острове, рядом на пляже покачивались пришвартованные летающие лодки, позади был
красивый лётный день. Очень жалею, что не сделал тогда снимков этого обсуждения, ребята не захотели, - работа предстояла серьёзная, наверное боялись сглазить. И вот, прошёл год с небольшим и мы едем на аэродром Орловка, куда из Самары прилетел первый сухопутный самолёт "Чайки" С-44 "Серебряная пуля".
Столь быстрому своему появлению на свет самолёт конечно же обязан тем, что большинство его узлов и агрегатов перешло на машину с проверенных временем летающих лодок Л-42-44. Практически без изменений используется "лодочное" крыло, мотогондолы, фирменное V-образное оперение, "накрытое" сверху стабилизатором. Сохранился и используемый на лодках большой люк на спине самолёта, позади центроплана. Поначалу кажется, что перед нами всего-навсего сухопутная модификация летающей лодки, решение небесспорное и нечасто используемое в мировом авиастроении. Действительно, зачем на сухопутном самолёте верхний люк, двойное оперение с возможностью прохода между килями - эти красивые конструкторские решения были хороши на лодке, - на сухопутном же самолёте это дополнительный вес и дополнительная трудоёмкость в изготовлении! Попробуем разобраться с этим в конце статьи, а пока посмотрим фотографии.
1. Самолёт прибыл в Орловку накануне днём, а сейчас морозное утро, -27, лёгкий ветерок и солнечно. Мы крайний раз были в Орловке осенью,
снимали ночное.
2. У меня уже подбирается серьёзная подборка снимков самых необычных чехлов на ПВД. Этот в коллекцию.
3. Холодно, самолёты покрыты инеем, пилоты Моравы и механики аэродрома уже несколько часов пытаются согреть моторы чешского корабля.
4. Через некоторое время они понимают, что это им не удастся, нужно ждать, когда поднимется солнце и станет хоть немного теплее.
5. В ангаре полно разной техники. Самолёт Супер-Каб ивановской постройки.
6. Отлично покрашенная Вильга в процессе сборки. Есть надежда, что на Орловке заработает и планерное направление.
7. Механики готовят мощные тепловые пушки...
8. ...первыми под их заряды попадают местные Аэропракты.
9. Рядом с перроном и ангаром уютная беседка, в ней горит камин и можно немного согреться. Хорошо на Орловке.
10. Вид на КДП и замёрзшее озеро.
11. Тем временем прибывают "чайковцы", самолёт расчехлён, уже прогрет левый двигатель. Здесь, как и на лодках используются моторы Rotax-914. Можно хорошо рассмотреть новый "сухопутный" фюзеляж самолёта, теперь доступ в пилотскую кабину осуществляется через боковые двери, также как и на лодке объёмный носовой отсек используется для размещения автономного подогревателя и части бортового оборудования.
12. Второй двигатель тоже запущен, с Ротаксами в мороз намного проще, чем с громоздкими "Прагами" Моравы.
13. Самолёт прогрет и готов к вылету. Большая заслуга в этом бортового автономного подогревателя Vebasto, который греет кабину и двигатели.
14. Автономным подогревателем оснащён и этот Пайпер, пилот которого любезно согласился посодействовать нам в воздушной съёмке. Однако, при запуске двигателя что-то пошло не так, требуется подзарядка аккумулятора. Чуть позже самолёт запускают от аэродромной аккумуляторной тележки.
15. Первыми в воздух в этот день поднялись Аэропракты.
16. Пайпер пока не готов к вылету и С-44 делает несколько заходов "по кругам".
17. К середине дня ветер совсем стихает, температура тоже повышается, сейчас где-то -24.
18. А "Серебряная пуля" продолжает нарезать круги, позволяя нам снимать себя в разных ракурсах.
19.
20.
21. Посадка и заруливание на фоне укатывающего снежные обочины трактора.
22. Брюхо самолёта прикольно блестит и отражает, вполне оправдывая название самолёта. Кстати, машина приспособлена для установки оборудования для аэрофотосъёмки, в заднем отсеке оборудована специальная платформа, предусмотрен большой открывающийся вниз люк.
23. Шасси у самолёта неубирающееся, с хвостовой опорой.
24.
25. Наконец Пайпер готов к воздушному бою, с него будет снимать Саша Маркин, а я полечу на "Пуле". Успеваю сделать несколько снимков до вылета. Ширина кабины осталась такой же как и на лодках, однако высота увеличилась, причём за счёт увеличения места для ног, под приборной панелью. Хорошее решение, на лодках там было тесновато. Приборка и органы управления точно такие же как и на лодках.
26. Позади пилотского отсека сохранился силовой короб по вертикальному периметру, в нём скрываются лонжерон крыла (сверху) и детали системы уборки шасси (в лодках).
27. Взлетаем. Для меня неприятный сюрприз, - в пассажирском отсеке окна стали в два раза меньше (по вертикали) чем были на лодке, обдува нет, постоянно приходится протирать от затягивающей стекло плёнки изморози. Так что большая часть заиллюминаторного ушла в брак, бывает.
28. Пытаюсь снимать пилотскую кабину в полёте, тут тоже мне постоянно мешает воротник куртки Димы Грехова и щётина Тимура.
29. А в боковых окнах такой зимний вид, наполовину скрытый крылом и мотогондолой. И изморозь на стекле.
30. Догоняем Пайпер.
31. Вижу как Саня отрывает окно и начинает снимать. Трудно представить даже, как ему там холодно.
32. А это пара его снимков, сделанных из Пайпера. Сам Саня говорит, что руки замёрзли настолько, что ему пришлось звать на помощь пилота, чтобы закрыть окно после окончания съёмки. Хорошо хоть не поморозился.
33. Ивановский Пайпер Супер-Каб был 27-м типом ЛА, на которых летал и с которых фотографировал Саня, полёт ему очень понравился. Я смеюсь, что ещё немного и он обгонит по этому показателю самого Фёдора. А вашему вниманию предлагается ещё один морозный снимок "Серебряной пули" от Саши Маркина,
заходите на его фликр.
34. Дима Грехов уверенно ведёт свою машину, мы выполнили несколько конвейеров, немного попозировали в воздухе перед телевизионной группой, которая приехала снимать новый самолёт.
35. 800-метровая полоса Орловки.
36. Вечереет.
37. Телегруппа снимает самолёт берёт интервью.
38. Заправляются Аэропракты.
39. Наш помощник Пайпер тоже славно полетал в этот день.
40. А вот этот
биплан-реплика так и не готов к полёту. Говорят, что требует небольшого ремонта и регулировки.
41. Солнце почти у горизонта, есть возможность сделать наиболее красивые снимки.
42.
43.
44. Площадка на КДП - отличное место для съёмки, получается почти air-to-air :)
45. Сам Тимур вытащил свой фотоаппарат, снимает, как из пулемёта.
46. Ракурсы, ракурсы...
47.
48. Контрааа!
49. RV-7 вписывается в съёмку.
50. Несколько снимков в закатном солнце. Холодно.
51.
52.
53. Но и этим всё не кончается. Немного согревшись и употребив супчика, как-то легко уговариваем Диму на ночную съёмку, тем более ночные красоты Орловки нам уже известны. Зелёные фонари и пузыри в небе на торце полосы.
54. Самолёт и огни, теперь в красных тонах.
55. Строго в хвост.
56. Фото взлёта.
57. А это пара снимков от Саши Маркина, всё таки Никон ночные лучики намного лучше и чётче рисует.
58.
Зачем же понадобилось компании, всё свою историю занимавшуюся летающими лодками, создавать сухопутный самолёт? Руководитель "Чайки" Дмитрий Грехов рассказывает, что обратившийся на фирму заказчик пожелал иметь на базе летающей лодки самолёт-аэрофотосъёмщик с возможностью установки аппаратуры весом до 150кг. Резать фотолюки в днище лодки, показалось идеей контрпродуктивной и заказчику была предложено создать чисто сухопутный самолёт. Для снижения стоимости работ предусматривалось как можно более широкое использование в новой машине узлов и агрегатов летающих лодок. Самолёт получился удачным, возросла максимальная и крейсерская скорость, скороподъёмность, управляемость. Оказалось, что сухопутный самолёт может стать родоначальником целого семейства машин, начиная от двухмоторного скоростного крейсера с убирающимся шасси с носовым колесом, до мощного воздушного "вездехода" короткого взлёта и посадки, оборудованного предкрылками и вездеходными пневматиками. Создание такого типа самолёта считается очень вероятным, учитывая работы ведущиеся в "Чайке" по оснащению новых летающих лодок (Л-72) двигателями "Лайкоминг". При применении более мощных двигателей на "вездеходе" в значительной мере компенсируется вес более тяжёлого (но отработанного в производстве и испытанного) двухкилевого оперения, а большой люк становится незаменим при выполнении грузовых и санитарных миссий. Создание нового сухопутного самолёта значительно расширяет предлагаемую "Чайкой" гамму лёгких двухмоторных самолётов, позволяет конкурировать в новых нишах, а также предлагать самолёты с уникальными потребительскими качествами. Остаётся только пожелать компании удачи и новых успешных полётов.