Обзор: бумажные схемы общественного транспорта

Jan 29, 2016 21:30

Может быть, кто-то удивится, но в минувшем году продолжили выходить бумажные схемы (карты и карманные атласы) городского пассажирского транспорта. В сегодняшнем обзоре предлагаем вам ознакомиться с тремя достаточно свежими изданиями.



Мы рассмотрим:
1. Карманный атлас "Санкт-Петербург. Городской транспорт" (выпуск 10), издательство ООО "РУЗ Ко", 2015
2. Карманный атлас "Санкт-Петербург. Маршруты городского транспорта" (выпуск 25), издательство ООО "Карта" ЛТД, 2015
3. Карта "Санкт-Петербург. Маршруты городского транспорта (с пригородами)", издательство ООО "Карта" ЛТД, 2015


По результатам обзора мы попытаемся составить рейтинг.
Схемы мы будем оценивать по 6 параметрам. Каждый параметр может принимать одно из трёх значений:
0 - плохо
1 - нормально
2 - хорошо
Кроме того, параметры будут иметь разный удельный вес в рейтинге.
Итоговая оценка будет получаться умножением значения параметра на его удельный вес и последующим сложением всех полученных значений. Также схемы могут получить дополнительные бонусы. Звучит сложно, но в процессе оценки схем всё станет понятнее.

Параметры рейтинга.

1. Точность информации (удельный вес максимальный - x5)
Данный параметр самый важный. Если информация на схеме не будет точной - всё остальное уже не столь важно. В связи с этим параметру присвоен максимальный удельный вес.
2. Охват территории (удельный вес - x2)
Для получения оценки "хорошо" на схему должна попасть вся территория Санкт-Петербурга за исключением пригородных районов (Колпинский, Кронштадтский, Курортный, Петродворцовый, Пушкинский).
3. Удобство использования (удельный вес - x2)
Предполагается, что бумажные схемы городского транспорта используются при поездках. Поэтому наиболее удобный форм-фактор - атлас. С картой на улице (например, даже при небольшом ветре) справиться намного сложнее.
2 - атласы и карманные атласы;
1 - карты;
0 - что-то ещё, менее удобное.
4. Качество картоосновы (удельный вес - x1)
5. Качество полиграфии (удельный вес - x1)
Оба параметра достаточно субъективны, но и придираться мы будем не сильно.
6. Цена (удельный вес - x1)
В настоящее время предполагаем следующие оценки:
2 - цена менее 50 рублей;
1 - цена от 50 до 100 рублей;
0 - цена более 100 рублей.

Бонусы.

+1 - за каждый пригородный район (т.е. возможный максимум +5 баллов);
+1 - за наличие дополнительной полезной транспортной информации (например, режим работы транспорта);
+1 - "коллекционный бонус", даётся за наличие на схеме даты представленной информации или номера выпуска.
Бонусы не умножаются на удельный вес.

Итого, максимально схема может получить 31 балл (10 + 4 + 4 + 2 + 2 + 2 + 7). Начнём.

1. "Санкт-Петербург. Городской транспорт" (выпуск 10)



Тип: карманный атлас
Издательство: ООО "РУЗ Ко"
Год издания: 2015
Размер: 140 x 105 мм
Цена: 40+ рублей

Карманный атлас от ООО "РУЗ Ко" издаётся дважды в год. У нас в руках выпуск № 10 (2015-2016), то есть второе издание, вышедшее в 2015 году.
С точки зрения полиграфии, атлас оставляет приятное ощущение - глянцевая, но не очень плотная бумага, схемы маршрутных линий контрастные.
Картографическая основа предоставлена "Росреестром". Охват городской территории неполный. Например, на схему не попала Сосновая Поляна. Также, и увы, уже привычно, отсутствует Красное Село, как и весь Красносельский район южнее Лигово. Нет и пригородных районов города.

На схему нанесены маршруты трамваев, троллейбусов, автобусов (ночные маршруты не отмечены), коммерческие маршруты, схема метрополитена. Водные маршруты не отмечены. Линии автобусных и коммерческих маршрутов отмечены отдельно (разными цветами), что несколько перегружает схему.
Дата, на которую представлена маршрутная сеть, нигде в издании не указана, поэтому определить корректность маршрутной сети было бы сложно. Впрочем, ниже мы убедимся, что это не сыграло своей роли - недопустимо большое количество ошибок (перечислить их все просто невозможно - ошибки на каждой странице и почти у каждого маршрута) делает эту задачу неактуальной.

Чтобы сравнить схемы из данного обзора между собой, будет рассмотрен один район - Юго-Запад.
Чтобы понять качество информации, отметим только самые грубые ошибки в атласе от ООО "РУЗ Ко":



- конечная троллейбусных маршрутов 32, 35, 41, 45, 48 до сих пор отмечена на ул. Доблести (да-да!, и 32 маршрут, который никогда так не ходил, ведь он был открыт уже после продления линии до пр.Героев);
- не отмечены автобусные маршруты по улицам новой части Юго-Запада, из-за чего неверные трассы у всех автобусных маршрутов района;
- местами отмечена трасса давно несуществующего маршрута 142а;
- неверно указана конечная автобусного маршрута 300 (в указанном месте ее никогда не было);
- неверно указана трасса автобусного маршрута 160 - маршрут достаточно давно перенесен с ул. Рихарда Зорге на ул. Маршала Захарова, также маршрут отмечен на ул. Десантников между ул. Рихарда Зорге и Ленинским пр., где он никогда не ходил;
- по коммерческим маршрутам также не учтено продление маршрутов в новые районы Юго-Запада западнее ул. Доблести;
- до сих пор отмечен маршрут К-66 на Петергофском шоссе;
- отмечен закрытый маршрут К-48.
Поверьте, но практически такие же плачевные результаты будут и при рассмотрении любого другого района города.

Кроме схемы городского транспорта, в издание включено много дополнительной информации:
- указатель улиц;
- указатель конечных остановок городского транспорта;
- режим работы транспорта, в т.ч. график разводки мостов;
- телефоны объектов транспорта и городских служб;
- социально-культурные объекты (гостиницы, музеи, театры и.т.п);
- небольшая историческая справка о городе.
Эта дополнительная информация занимает 1/3 объема атласа (24 страницы из 64).

2. "Санкт-Петербург. Маршруты городского транспорта" (выпуск 25)



Тип: карманный атлас
Издательство: ООО "Карта" ЛТД
Год издания: 2015
Размер: 155 x 110 мм
Цена: 45+ рублей

Обычно ООО "Карта" ЛТД выпускало свой карманный атлас дважды в год. Но в 2015 году это первый выпуск (предыдущий № 24 увидел свет в декабре 2014).
Полиграфия хорошая, но страницы не глянцевые, а матовые. Фирменная "фишка" изданий ООО "Карта" ЛТД - различная толщина линий, в зависимости от числа проходящих по данному участку маршрутов. Чем больше маршрутов проходит по улице, тем толще линия. Находка интересная, но там, где проходит 1-2 маршрута линии получились слишком тонкие.
Источник картографической основы не указан, скорее всего у изданий ООО "Карта" ЛТД он собственный.
Охват территории хороший. Все основные городские территории (кроме Красного Села) на схему попали. В том числе Ольгино, Шушары, Володарский и частично Горелово. Пригородных районов нет.

На схеме нанесены маршруты трамваев, троллейбусов, автобусов (в том числе ночных), коммерческие маршруты, схема метрополитена. Маршрут аквабуса (Арсенальная наб. - Приморский пр.) отмечен на схеме, но нигде не подписан, в т.ч. и в легенде. Отдельного цвета линий для коммерческих маршрутов на схеме нет - они отмечены вместе с автобусными, но их трассы подписаны другим цветом.

Дата, на которую представлена маршрутная сеть, нигде в издании не указана. Проверяем корректность информации на примере Юго-Запада.



В трассах троллейбусных и трамвайных маршрутов ошибок в этом районе города нет.
Автобусные маршруты:
- 87 маршрут указан по старой трассе до пр. Маршала Жукова, хотя 111 уже указан до Лигово;
- неверно указана схема движения маршрута 160 по Петергофскому шоссе (перепутано направление "к" и "от" Балтийской Жемчужины).
Коммерческие маршруты:
- не указано, что кольцевой маршрут К-84 работает только в одном направлении (по часовой стрелке);
- также маршрут К-84 ошибочно отмечен на Петергофском шоссе, а не на его боковом проезде;
- не отмечено продление маршрута К-35 до пр. Героев;
- не отражены последние изменения в части продление маршрутов К-45 и К-344 по ул. Маршала Казакова до пр. Героев и К-35 по Ленинскому пр. Впрочем, из-за отсутствия даты изменений схемы, нельзя утверждать - ошибка это или схема готовилась до этих изменений.
В целом, несмотря на имеющиеся ошибки, атласом ООО "Карта" ЛТД можно пользоваться в повседневной жизни.

Дополнительной информации, кроме непосредственно схемы городского транспорта, немного:
- указатель конечных остановок городского транспорта;
- указатель улиц;
- указатель станций метро (привязка к квадратам карты).
Дополнительная информация занимает 19 страниц из 72.

3. "Санкт-Петербург. Маршруты городского транспорта (с пригородами)"



Тип: карта
Издательство: ООО "Карта" ЛТД
Год издания: 2015
Размер: 240 x 120 мм
Цена: 90+ рублей

Свои карты с маршрутами городского транспорта ООО "Карта" ЛТД выпускает обычно один раз в год. Предыдущее издание вышло в 2014 году, правда в самом начале года.
Полиграфия хорошая, бумага слегка глянцевая, идеальной для карты толщины. Очень тонкая бумага на полноформатных картах имеет склонность рваться, а плотная не очень удобна при складывании. Фирменная особенность схем этого издателя с разной толщиной линий маршрутов присутствует и здесь.
Источник картографической основы не указан, скорее всего у изданий ООО "Карта" ЛТД он собственный.
В отличие от карманных атласов, охват территории у карт обычно не вызывает такого большого огорчения. Впрочем, Красное Село не поместилось и тут. Жаль. И как не вспомнить советское ГУГК, которое всегда на своих схемах делало врезку с этим удаленным районом города. Зато на схему попала Петро-Славянка, видимо как компенсация отсутствия всего остального Колпинского района. Этому пригороду не повезло, ведь соседний Пушкинский район показан на схеме, как и Петродворцовый. Также хорошо показан север города - на схему попало даже Левашово.

На схеме нанесены маршруты трамваев, троллейбусов, автобусов (в том числе ночных), коммерческие маршруты, схема метрополитена, схема движения пригородных поездов. Маршрут аквабуса (Университетская наб. - Арсенальная наб. - Приморский пр.) отмечен на схеме. Как и в атласе этого издателя, отдельного цвета линий для коммерческих маршрутов на схеме нет - они отмечены вместе с автобусными, но их трассы подписаны другим цветом.

Информация о маршрутах дана по состоянию на июнь 2015 года, что указано в выходных данных. Ставим плюс издателю.

Проверяем корректность информации на примере Юго-Запада.



Автобусные маршруты:
- 87 маршрут указан по новой трассе до метро "Ленинский пр.", но при этом старую конечную на пр. Маршала Жукова убрать забыли;
- неверно указана схема движения маршрута 160 по Петергофскому шоссе (перепутано направление "к" и "от" Балтийской Жемчужины).
Коммерческие маршруты:
- не указано, что кольцевой маршрут К-84 работает только в одном направлении (по часовой стрелке);
- также маршрут К-84 ошибочно отмечен на Петергофском шоссе, а не на его боковом проезде;
- не отмечено продление маршрута К-35 до пр. Героев.
По троллейбусным и трамвайным маршрутам замечаний у нас нет.
В целом, несмотря на имеющиеся ошибки, картой ООО "Карта" ЛТД можно пользоваться в повседневной жизни. Однако, лучше не на улице, а заранее - в помещении, где карту удобно развернуть.

Дополнительная информация, кроме непосредственно схемы городского транспорта:
- информация о маршрутах (указатель конечных остановок и остановок у станций метро);
- указатель улиц;
- транспорт от станций метрополитена (указаны время работы каждой станции, время прохождения последнего поезда и маршруты всех видов городского транспорта у каждой станции).

Переходим к рейтингу.

"Санкт-Петербург. Городской транспорт" (выпуск 10)
(0+0+4+1+1+2) + (0+0+0+1) = 9
"Санкт-Петербург. Маршруты городского транспорта" (выпуск 25)
(5+0+4+1+1+2) + (0+0+0+1) = 14
"Санкт-Петербург. Маршруты городского транспорта (с пригородами)"
(5+0+2+1+1+1) + (2+0+1+1) = 14

ИТОГИ.

Итак, по результатам рассмотрения трёх изданий, мы можем отметить, что продукция ООО "РУЗ Ко" не может быть рекомендована к использованию по своему прямому назначению. В нужное место города с этой схемой вы можете с большой вероятностью не доехать.
Продукция ООО "Карта" ЛТД позволит вам более уверенно передвигаться по городу, хотя и не лишена ошибок. Карманный атлас и карта завершили соревнование с равным счетом 14:14, хотя и шли к этому результату разным путем. Атлас набрал дополнительные баллы за счет более удобного формата, а карта - за счёт пригородных районов.

© 2016 | Сергей Лаврентьев, специально для pitertransport

обзор, транспорт, санкт-петербург

Previous post Next post
Up