Свои Письма с Границы начну Словами Учителя:
«Мудро провести черту между прошлым и будущим. Невозможно перечислять все сделанное - несоизмеримо. Лучше сказать: «День вчерашний погас, научимся встретить зарю новую». Мы все растем, и дела наши расширяются с нами...
...Подумайте какие сопоставления нас окружают! Подумайте о камне основания. Подумайте о данном пути. Подумайте, как границы Космоса с вами соприкасаются. Припомните шаги чудесных напряжений не в книге, но в жизни...
...В день начала новой ступени скажем без укоризны о великом времени, когда научаемся отрываться от Земли и в теле уже приобщаться к мирам высшим. Никто ничего не лишен - приди, протяни руку к трапезе духа. Утверди дух от материи и запомни, как трепещет сердце перед сиянием гор...» «Община».
______________
20-23 июня. Дорога.
Дорога сложилась волшебно. Я даже не думала, что так может быть. Несмотря на сильную жару и духоту в поезде Брест-Новосибирск, я прекрасно доехала, целый день смотря сериал «Шерлок» и попивая зеленый чай. Мысли разложились по полочкам, успокоились, замерли. Я почувствовала себя готовой к перезагрузке. Я ехала навстречу чему-то совсем новому, о чем я не могла думать, потому что аналогов в моем воображении просто не было. Я могла бы придумать, но после прошлой поездки я уже знала, что это бесполезно и нецелесообразно.
Со мной поехала моя единомышленница и соратница Галина, одна из самых активных участниц нашего дискуссионного клуба «Через тернии к звездам». Ее Алтай сложился внезапно и стремительно. И я очень рада нашему совместному путешествию. Она едет в поезде Москва-Владивосток, который идет чуть впереди. Мы видим поезда друг друга, но не встречаемся, потому что у меня нет телефона, нет интернета, все ручки выставлены в ноль. Мы доверяем ситуации и готовимся каждая к своему Алтаю. Мы встречаемся в Новосибирске на вокзале и дальше уже следуем вместе. У нас есть совершенно четкая задача: увидеть картину Н.К. Рериха «Победа». Мой возглас «А где же Победа?!» в художественном музее Новосибирска в прошлом августе был подобен воплю павлина Сарасвати, с которым Учитель сравнивал мысленный крик Е.П. Блаватской, когда она жаловалась на полковника Олькотта. Вы можете смеяться, но мне, действительно, кажется, что после того, как мы с Альбертом Фаритовичем подняли этот вопрос в музее, а позже он еще наводил справки - ситуация как-то быстро изменилась. Меньше чем через месяц нам сказали, что зал Дома Ученых Академгородка, в котором будет экспонироваться «Победа» на реставрации и откроется 20 сентября. Я была в Новосибирске на обратном пути 15 сентября. Мне явно светило ехать сюда еще раз.
И вот мы с Галиной едем в Академгородок, с удовольствием читая названия институтов по пути: Институт ядерной физики, Институт тепловой физики, Институт геологии и минералогии, Институт неорганической химии, Вычислительный центр... Просто песня! Мы выходим из маршрутки, попадая прямо в неограниченную свободу нашего времени и состояния. Блаженное ощущение человека, который никуда не спешит и идет навстречу чуду!
Я фотографирую афишу концерта группы «Калинов мост» (привет Ревякину!) в Доме Ученых. На обратном пути на этом месте будет красоваться совершенно внезапно вывешенный Знак Знамени Мира, подкрепляющий какой-то крутой форум по биоинформатике, совершенно не соответствующий Знаку. Нам показалось, будто происходит какая-то материализация тонких процессов.
Мы легко находим выставочный зал Дома Ученых с прекрасным холлом и огромными растениями. Ищем Победу. Она скрыта где-то в глубинах конференц-зала, который закрыт и ключ к которому нужно брать через какую-то колбу. В голосе администратора мне слышится маленькое, очень мягкое раздражение и надежда на то, что нас это остановит. Но нужно было видеть нас с Галиной (тем, кто нас знает, вообще сразу будет ясна картинка...). Мы познакомились со всеми прилегающими сотрудниками в радиусе полукилометра, рассказали и расспросили всех, кого можно, заинтересовали персонал, который собрался смотреть картину, чтобы понять, что же в ней есть такого замечательного. Нам открыли конференц-зал, и мы увидели то, как должна складываться судьба картин Рериха по его представлению. Он мечтал, чтобы его картины висели там, где происходят культурные, научные и художественные процессы, чтобы картины были в гуще культурной жизни людей, чтобы они участвовали в расширении сознания людей, помогали им настраиваться на высокую ноту духовности, исцеляли душевное волнение и устремляли по пути духа к прекрасному будущему... Я рассказала немного о картине, попыталась выяснить, почему же все-таки она не в Новосибирске, и почему ее нет в списке 60-ти картин, которые Юрий Николаевич Рерих подарил Новосибирской картинной галерее в 1960 году (здесь слово «подарил», возможно, имеет оттенок художественного оборота, потому что есть версия, что официальной дарственной на картины Н.К. Рериха Юрий Николаевич не оставил, и что картины распределялись по музеям без его участия).
Нам взялась помочь художница, чьи картины в тот момент экспонировались в выставочном зале (к сожалению, за всей этой суматохой я не успела спросить ее фамилию!). Она навела справки и выяснила, что картина была подарена в 1975 году Святославом Николаевичем Рерихом. В тот год в Академгородке, в крытом уличном павильоне, организованном на стадионе университета (так нам сказала наша художница, которая была на этой выставке), проходила выставка, после которой Е,П. Маточкин с коллегами-учеными написал письмо С.Н. Рериху с просьбой подарить Новосибирску картину «Победа», на которое Святослав Николаевич ответил согласием:
«С большим удовольствием приношу в дар Сибирскому отделению Академии Наук картину Н.К.Рериха «Победа». В этой картине сочетались его непоколебимая вера в Родину и прогноз великого будущего...»
Позже все это я прочла в интернете, но сейчас мы узнали это только потому, что совсем недавно, в январе 2012 года, в выставочном зале Дома Ученых проходила фотовыставка, посвященная Е.П. Блаватской (именно та, последний день работы которой я застала в Верх-Уймоне в свой прошлый приезд), и на ее открытии Маточкин как раз и рассказал эту историю. Все это для нас разузнала наша художница. Все это будто ожидало нашего приезда, постепенно накапливаясь и выходя из сдерживающих берегов.
Мы сидели возле картины (нам после моего разъяснения ее смысла разрешили сидеть здесь сколько угодно) и думали о том, где же находилась эта картина с 1975 по 2011 год? Выставлялась ли она? Ездила ли в другие города на выставки? Грубое, бликующее стекло не дало сделать ни одной хорошей фотографии. Мы всматривались в щемящую грусть былинного воина, на лице которого не было ни радости, ни торжества победы, а только сострадание ко всем погибшим от зла того дракона, что лежал теперь поверженным у его ног. Я, неожиданно для себя самой, сказала Гале, размышляя о том, почему же все-таки за спиной воина Белуха, что в картинах Рериха всегда сходятся прошлое, настоящее и будущее, как на Знаке Знамени Мира. И здесь русская былинность есть прошлое, победа в Великой Отечественной войне есть настоящее, а все победы под защитой мудрости гор и судьба будущей России с магнитом на Алтае, у Белухи - есть будущее.
И самое главное в этой истории то, что происходила наша встреча с Победой 22 июня. Достойное событие для памятного дня!
Мы уезжали счастливые. Победа обретена. Она есть, и нам показалось, что сотрудники выставочного зала чуть по иному посмотрели на нее, говоря нам, что с еще большей радостью будут открывать ее для посетителей. Мы не успели в художественный музей, где находятся те самые 60 картин Н.К. Рериха, но сожаления не было. Есть еще обратный путь (хочется сказать, пока еще есть), а самое главное выполнено. Мы спокойно можем ехать дальше.
Прекрасный и уже родной вокзал Новосибирска с бирюзовым табло. Совершенно сказочный домашний поезд на Бийск, где было очень мало народу, уютно и спокойно. Нереальный, красивый и пустой вокзал Бийска.
Шикарный автобус Барнаул-Мульта (привет прошлогоднему ПАЗику!), который стоил нам в два раза дешевле такси и ехал в два раза дольше него. Зато у нас были удобные сиденья, затемненные окна, кондиционер, телевизор - и 12 часов созерцания любимой природы. Восторг мой я передать не могу, но, думаю, что читатели моих прошлых путевых заметок могут понять мое состояние. Я ехала домой, причем дом этот был откуда-то не из этой жизни, который я, возможно, искала не одно воплощение.
Нас встретил подлетевший (почти в буквальном смысле) на своем УАЗике Калошин, и вот мы уже погружаемся в сон на уютной мансарде моей мечты...
Продолжение следует...