Минск католический

Oct 25, 2015 10:00



История католицизма в Минске (и в Белоруссии в целом) восходит к 1385 г., - когда между Великим княжеством Литовским и Королевством Польским была заключена т.н. Кревская уния. Союз между двумя геополитическими соседями, обусловленный притязаниями великого князя литовского Ягайло на польский престол, имел в ряду своих последствий не только обращение в католицизм самого правителя и его соплеменников-литовцев, но и строительство в западнорусских городах, входивших в состав государства Ягайло, первых католических храмов. Так еще в конце XIV в. на территории будущей Троицкой Горки в Минске появился деревянный костел Святой Троицы.

Вплоть до конца XVI в. католическая община Минска представляло собой, скорее, религиозное меньшинство, нежели доминирующую конфессию, однако все изменила Брестская церковная уния 1596 г., когда католицизм в Белой Руси получил государственную поддержку правителей Речи Посполитой и начал целенаправленно вытеснять старые православные приходы. В XVII-XVIII вв. активным миссионерством в Минске занимались монахи-бернардинцы (последователи св. Бернардина Сиенского), кармелиты и иезуиты, построившие в 1710 г. одну из главных архитектурных достопримечательностей города - костёл Девы Марии.

ФОТО 1. Перед стенами костёла Девы Марии (пл. Свободы, 9). Многометровое деревянное распятие говорит о конфесииональной принадлежности храма, наверное, даже больше, чем его барочная архитектура.


ФОТО 2. Полное название собора - Архикафедральный собор Святого Имени Девы Марии (белорус. Архiкафедральны касцёл Iмя Пресвятой Девый Марыi). Это - главный храм Минско-Могилевского архидиоцеза.


ФОТО 3. Внутри костела. Вид алтарной части.


ФОТО 4. О значении вот этой композиции я могу приблизительно догадаться. Здесь, по всей видимости, собираются символические обеты верующих в знак их исцеления и т.п.


ФОТО 5. Ниши стен храма украшены многочисленными скульптурами на евангельские темы.


С иезуитским "кварталом", внутри которого находился костёл Девы Марии связан короткий период (15 февраля - 13 марта 1706) пребывания в Минске Петра Первого. Известно, что со своими спутниками - фельдмаршалом Б.П. Шереметевым и гетманом И.С. Мазепой - он посещал иезуитскую столовую. Можно не сомневаться, что любопытный до всего русский царь заглянул и под своды строящегося костёла Девы Марии.

ФОТО 6. Костел Святой Троицы на Золотой Горке (пр-т Независимости, 44а) имеет и второе название - костел св. Роха. Тут заключена двойная история: с одной стороны, этот неоготический храм был построен в 1864 г. на месте бывшей деревянной часовни св. Роха, служившей главным культовым сооружением Золотогорского кладбища, а с другой, новый костел являлся преемником старейшего минского католического прихода на Троицкой Горке.


ФОТО 7. Металлическая табличка с надписью на польском перед входом в костел. Нужно сказать, что в XIX в. польский язык часто заменял для белорусов родной язык, примерно так же, как в наше время его заменяет русский.


ФОТО 8. Рядом с костелом лежат несколько могильных плит - остатков Золотогорского кладбища XIX в.


ФОТО 9. Костел Воздвижения Святого Креста (белорус. касцёл Узвышэння Святого Крыжа) находится на
старинном Кальварийском кладбище, созданном монахами-кармелитами в середине XVIII в. Парадные ворота сооружены в 1830 г.


ФОТО 10. Современный неоготический храм был построен в 1842 г. Интересный факт: костел был закрыт после ВОВ (1941-1945), однако был возвращен верующим еще при советской власти - в 1980 г.


ФОТО 11. Название кладбища (а впоследствии и всей Кальварийской улицы) - от лат. Calvaria (Голгофа). Так монахи-кармелиты проецировали на местный неровный ландшафт сакральные сюжеты из Нового завета.


ФОТО 12. Могильный памятник неких Ромуальда (1818-1899) и Эмилии (1824-1910).


ФОТО 13. Памятник еще одной жизненной истории, закончившейся в далеком 1885 г.


ФОТО 14. Могильный памятник 1911 г. Кстати, такого рода каменные кресты, имитирующие древесину, я встречал на Всехсвятском кладбище в Туле.


ФОТО 15. На пл. Независимости, в непосредственной близости от знаменитого Дома Правительства стоит не менее знаменитый Красный костел. Его правильное название - костел святого Симеона и святой Елены
(белорус. касцёл святого Сымона i святой Алены). Был построен в 1910 г. на средства мецената Эдварда Войниловича (1847-1928) в память о двух его безвремнно ушедших из жизни детях.


ФОТО 16. Стиль храма только с первого взгляда кажется суровой неоготикой. При ближайшем рассмотрении видишь изощренную кирпичную кладку, орнаментальные узоры... Дух архитектуры модерна.


ФОТО 17. Непосредственно под этим скульптурным изображением Иисуса перезахоронен сам прославленный донатор храма - Эдвард Войнилович. Умер он в Польше, в изгнании, однако в 2006 г. его останки были перевезены сюда, под стены главного памятника его жизни. Одно время, по настоянию местной католической общественности, примыкающая к костелу улица Берсона была переименована в улицу Войниловича, однако за память большевика Берсона вступилась КПБ и требование белорусских коммунистов, в большинстве своем голосующих за А.Г. Лукашенко, было уважено: улица Войниловича опять стала улицей Берсона.


ФОТО 18. С правой стороны от входа - скульптура "Панны Марыi". Глядя на эту композиицию, сразу вспоминаешь герб Минска, происхождение которого связано уже с православной традицией. Однако об этом в следующей записи...


P.S.
Все фотографии были сделаны 16-17 октября 2015 г.

храмы, Петр Первый, Минск, некрополи, Белоруссия

Previous post Next post
Up