Ярославский музей-заповедник. Экспозиция "Иконы Ярославля XVI-XVIII вв."

Mar 18, 2023 17:55

Про ярославские иконы у меня было два очерка. Все интересующиеся данной темой, заходите по ссылкам:

Ярославль. ЯХМ. Экспозиция "Древнерусское искусство XIII-XVII веков". Ярославль. ЯХМ. Выставка "Иконы петровского времени".

Сегодняшний пост посвящаю своему наконец-то состоявшемуся посещению постоянной экспозиции ЯМЗ с исчерпывающим названием "Иконы Ярославля XVI-XVIII вв."

ФОТО 1. Фрагмент иконы "Благовещение" (конец XVII в.). Происходит из ярославской церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи (которая на 1000-рублевой купюре). В музее отмечают тот факт, что сам знаменитый художник В.В. Верещагин (1842-1904) называл эту икону "одной из величайших картин российской живописи". Икона действительно очень живописна, проникнута духом барокко, который проявляет себя далеко не только в пышной, разноцветной  архитектуре. Кажется также очень вероятным влияние на композицию гравюр из "Лицевой Библии" ("Theatrum biblicum", 1650) Николаса Пискатора. Влияние этой голландской книги на фресковую роспись храмов Ярославля 2-й половины XVII в. неоспоримо, но оно угадывается и в некоторых иконах того же времени.


ФОТО 2. Приблизимся к фигуре архангела Гавриила. Свиток в его левой руке содержит соответствующие его роли слова из Евангелия (Лука 1:28-35). Очень чёткая кириллическая каллиграфия.


ФОТО 3. Еще один фрагмент иконы "Благовещение" (конец XVII в.). Икона сама по себе огромная. На фоне главной сцены нарисовано множество мелких миниатюр, заменяющих традиционные клейма. Каждая из таких миниатюр представляет тот или иной сюжет из жизни Девы Марии. В этой, наапример, иллюстрируется то, как мария отправилась в гости к Захарии и Елизавете. Цитата на русском: "Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин" (Лука 1:39).


ФОТО 4. Фрагмент иконы "Благовещение с Акафистом" (1-я половина XVI в.). Происходит из Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле. За кадром - 24 клейма, иллюстрирующих Акафист.


ФОТО 5. Фрагмент "Владимирской иконы Богоматери, с историей иконы" (середина XVII в.). Происходит из ярославской церкви Иоанна Златоуста в Коровниках.


ФОТО 6. Фрагмент "Владимирской иконы Богоматери" (ок. 1564 г.). Происходит из Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле.


ФОТО 7.  Фрагмент иконы "Богоматерь Гора Нерукосечная" (середина XVII в.). Происходит из церкви Ильи Пророка в Ярославле. Крайне редкий тип иконографии. Сюжет взят из Книги пророка Даниила. Икона преставляет собой христианское прочтение пророчества Даниила по поводу сна царя Навуходоносора (некий Истукан был повержен камнем, оторвавшимся от горы). Икона была написана, по всей видимости, Иваном Дьяконовым и его помощниками, вместе создававшими первый иконостас Ильинской церкви.


ФОТО 8. Фрагмент иконы "Богоматерь Знамение" (начало XVIII в.). Происходит из церкви Ильи Пророка в Ярославле. Отметим не очень характерное для предшествующей традиции т.н. "объемное письмо ликов".


ФОТО 9. Фрагмент иконы "Спас Вседержитель на престоле" (1680-е гг.). Происходит из церкви Федоровской иконы Божьей матери. Икону написал известный мастер из Костромы Гурий Никитин, расписывавший со своей артелью Ильинскую церковь в Ярославле. Искусствоведы иногда называют его "Рублевым XVII века". Про эту икону принято говорить, что в ней подчеркивается человеческая природа Христа.


ФОТО 10. Фрагмент иконы "Сошествие во Ад - Воскресение" (1680-е гг.). Происходит из церкви Ильи Пророка в Ярославле. Здесь мы видим сцену Воскресения.


ФОТО 11. Фрагмент иконы "Сошествие во Ад - Воскресение" (3-я четверть XVI в.). Происходит из церкви Николы Мокрого в Ярославле. Здесь мы видим сцену Сошествия во Ад.


ФОТО 12. Еще один фрагмент иконы "Сошествие во Ад - Воскресение" (3-я четверть XVI в.). Интересен изображением гигантской красной головы, которая символизирует Ад.


ФОТО 13. Фрагмент иконы "София Премудрость Божия" (середина XVII в.). Происходит из церкви Ильи Пророка в Ярославле. Икону можно назвать не только богословской, но и эзотерической.


ФОТО 14. Поясню. София Премудрость Божия - ангел с огненным ликом - это символичесский образ Бога Слова, т.е. второй ипостаси Троицы, т.е. божественной ипостаси Иисуса Христа. Справа от Него, как полагаается, - Богоматерь, слева (в короне!) - Иоанн Предтечи.


ФОТО 15. На этой же иконе (за Богоматерью) - Иоанн Богослов.


ФОТО 16. Слева (за Иоанном Предтечи) - Иоанн Златоуст.


ФОТО 17. Фрагмент иконы "Николай Чудотворец в житии" (1680-е гг.). Происходит из церкви Федоровской иконы Божьей матери. Икона написана известным ярославским мастером Илларионом Севастьянов по прозвищу Башка. Интересен холодновато-зеленый цвет фона, который нередко характеризует русскую икону второй половины XVII в. За кадром - многочисленные клейма, иллюстрирующие житие популярнейшего в России святого.


ФОТО 18. Приблизим изображение, чтобы оценить ювелирную прориовку деталей. Глаза - необыкновенные, не очень, прямо скажем, похожие на глаза доброго Николы Угодника.


ФОТО 19. Еще один фрагмент иконы "Николай Чудотворец в житии" (1680-е гг.). В левой руке святого - Библия, на обложке которой гравюрное изображение Распятия.


ФОТО 20. Фрагмент иконы "Николай Чудотворец с житием" (1553 г.). Происходит из ярославской церкви Николы Надеина.


ФОТО 21. Фргмент иконы "Иоанн Предтечи ангел пустыни, с житием" (ок. 1551 г.). Происходит из ярославской церкви Николы Надеина. Иконографический тип "ангела пустыни" был известен еще в византийском искусстве. В русской иконописи появился как раз в XVI в. и впоследствии обрел большую популярность. Деревья фантастические!


ФОТО 22. Увеличим изображение свитка. Тут скомпилированные небольшие цитаты из Евангелия (Матфей 3:2-10).


ФОТО 23. Фрагмент иконы "Святой Вонифатий" (2-я половина XVII в.). происходит из ярославской церкви Ильи Пророка. Первохристианский мученик Вонифатий был небесным покровителем купца Вонифатия Скрипина - одного из строителей Ильинской церкви.


ФОТО 24. Фрагмент иконы "Святые Кирик и Улита" (ок. 1681 г.). Первохристианская мученица Улита была небесной патронессой Улиты Скрипиной - вдовы упомянутого выше Вонифатия Скрипина. Исследователи не без основания приписывают авторство иконы самому Гурию Никитину ("Рублеву XVII века"), который в те же годы работа над грандиозными фресками Ильинской церкви.


ФОТО 25. Святой Кирик. Пояс со складками великолепно прорисован.


ФОТО 26. Фрагмент иконы "Святые князья Василий и Константин, ярославские чудотворцы, с житием" (1640-е гг.). Происходит из ярославского Успенского собора. Полулегендарные братья-князья жили во строй половине XIII в. и были сыновьями первого ярославского князя Всеволода. Канонизированы в начале XVI в.


ФОТО 27. Увеличим один из фрагментов иконы.


ФОТО 28. Фрагмент иконы "Благоверные князья Федор, Давид и Константин, с житием" (1560-е гг.). Федор Черный (ум. 1299) был основателем второй княжеской династии древнего Ярославля. Женился на дочери упомянутого выше князя Василия Всеволодовича, после чего стал править княжеством. Давид и Константин родились от второго брака - с ордынской принцессой. Перед смертью принял схиму (поэтому изображен в монашеской одежде). Официально канонизирован вместе с сыновьями в 1547 г.


P.S.
Все фотографии сделаны 11.03.2023.

Ярославль, музеи, живопись

Previous post Next post
Up