Астрахань в 1636 г. Отрывки из "Путешествия" Адама Олеария.

Feb 20, 2019 11:42



Адам Олеарий (1599-1671) - путешественник и географ, магистр философии Лейпцигского университета. Трижды посещал Московское царство в качестве секретаря посольства от герцогства Голштинского. В 1636-1639 гг. он участвовал в большой дипломатической поездке из Москвы в Исфахан, по возвращении из которой издал подробнейшее "Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию". Эта книга до сих пор является уникальным по своему охвату источником о России времен царя Михаила Федоровича. Однако в рамках данного очерка меня интересуют лишь отдельные фрагменты, связанные с пребыванием Адама Олеария в Астрахани, где он был проездом на пути в Персию в сентябре 1636 г. (в июле 1638 г. опять же через Астрахань он будет возвращаться в Москву.).

"К полудню мы с благоприятным ветром и погодой прибыли к далеко прославленному городу Астрахани, и, при милостивой помощи Божией, как бы сделали из Европы, первой части света, первый шаг в Азию. Вся Астрахань лежит уже за рекой Волгой, отделяющей Европу от Азии. Мы остановились перед городом посередине реки и для салюта выстрелили из всех пушек на нашем корабле. Жителям, которые в числе более тысячи стояли на берегу, это показалось весьма удивительным" (кн. IV, гл. 9).
В следующий раз такое большое судно приплывет в Астрахань только в 1669 г., - и это будет первый русский парусный корабль "Орёл"... Если переключиться на "занимательную географию", то из данного отрывка следует, что для европейца XVII столетия граница между Европой и Азией шла строго по течению Волги. Учитывая же положение Астрахани на левом берегу великой русской реки, для Адама Олеария она была формально городом азиатским. "Первый шаг в Азию", - пишет он. Наверное, в глубине души автор испытывал что-то похожее на восторг космонавта Нила Армстронга ("Маленький шаг для человека - большой шаг для человечества").

Портрет Адама Олеария работы голландского художника Юргена Овенса был выполнен незадолго до смерти путешественника - в 1669 г.


"В Астрахани я, при помощи повторных исследований, определил высоту полюса в 46°22′. Здесь климат довольно теплый. В сентябре и октябре здесь погода была так хороша и тепла, как у нас в жаркое лето, особенно когда дул северо-восточный ветер или ветер с Волги. Когда он, однако, шел с юга, со стороны моря, то он обыкновенно приносил с собой холод, а иногда воздух, от которого пахло морем. В июне, июле и августе, когда мы находились там во время обратного нашего путешествия, жара была очень сильная, но, ввиду постоянных ветров, нам она не казалась тягостною. Зима, хотя и длится не дольше 2 месяцев, приносит с собой такой холод, что Волга - в противность мнению некоторых писателей - совершенно замерзает, и на ней можно ездить на санях" (кн. IV, гл. 10).
"46°22′" - фиксирует автор северную широту Астрахани. Специально сравнил с современными данными: "46°20′". Что касается теплого астраханского климата, так восхитившего Адама Олеария, то, если верить Википедии, в сентябре средняя температура здесь равняется + 17,7  °С (та же цифра в мае).

"Что касается садовых плодов, то они здесь так великолепны, что мы лучших не находили даже в Персии: это яблоки, квиты, грецкие орехи, большие желтые дыни, а также арбузы, именуемые у турок и татар karpus - так как они очень холодят, а у персов - hinduanae, так как индусы некогда ввезли их в Персию (они строением похожи на дыни или, вернее, на тыквы, имеют зеленую корку, мякоть телесного цвета, очень водянистую и сахарной сладости, и черные зерна). Подобного рода арбузов и дынь татары доставляли еженедельно возов 10-20 в Астрахань на рынок по очень дешевой цене" (кн. IV, гл. 10).
Арбузы! Вот когда, стало быть, начиналась в России слава астраханских арбузов... "Квиты" - это айва. В наше время хорошо известен устойчивый к морозам сорт айвы "Астраханская".

"Раньше здесь вовсе не родился виноград. Персидские купцы доставили в Астрахань первые виноградные лозы, посаженные старым монахом в монастыре перед городом. Так как заметили, что они вполне удаются, то в 1613 г., по приказанию великого князя, означенный монах устроил настоящий виноградник, который затем из году в год все расширялся. Он приносит великолепные большие и сладкие гроздья, которые частью наряду с другими плодами, получаемыми в тут же устроенном фруктовом саду, посылаются к великому князю в Москву, а частью продаются в стране воеводам и боярам. Теперь и некоторые астраханские горожане у домов своих устроили виноградники, и, например, наш хозяин говорил нам, что его виноградник принес ему в этом году до 100 талеров. Мне в нынешнем году принесли достоверное известие, что в настоящее время в Астрахани будет разводиться такое количество винограда, что ежегодно 50-60 пип, или больших бочек вина, отсюда будет доставляться в Москву" (кн. IV, гл. 10).
Итак, в Московском царстве, в 1636 г. уже существовали виноградники! Вернее, был один-единственный виноградник, и находился он в Астрахани, - по всей видимости, в Троицком монастыре, старейшем в городе. В принципе, нашим предкам ничто не мешало уже тогда заниматься виноделием. О личности необычного монаха-селекционера читайте в следующем отрывке.

"Упомянутый мной монах имел от роду 105 лет; он был по рождению австриец, взятый на войне в плен еще мальчиком, был доставлен в Россию, здесь перекрещен, обращен в русскую веру и сослан сюда в монастырь. В данное время он имел в своих руках управление всем монастырем. Он владел еще небольшим количеством немецких слов, сделал много добра тем из нас, которые его посетили, пришел также посетить послов и принес им в подарок фрукты с деревьев, посаженных им собственноручно. Он был все еще веселого нрава. Когда он выпил пару чарок водки, он начал показывать свою силу и плясать без палки, хотя и трясущимися ногами. Он говорил, что в этой стране много здоровых и весьма старых людей" (кн. IV, гл. 10).
Интереснейший тип! В 105 лет пить водку и плясать - это, пожалуй, не всем дано.

"В городе не только русские, но персияне и индийцы, все имеют по своему рынку. Так как и бухарские, крымские и нагайские татары, а также армяне (христианский народ) со всякими товарами ведут тут большую торговлю и промыслы, то как говорят, город этот и приносит ежегодно его царскому величеству большую сумму, - даже одних пошлин 12 000 рублей, или 24 тысячи рейхсталеров. Туземные татары - частью нагайцы, частью крымцы - не имеют права селиться в городе, но лишь в определенных местах за городом, не имея при том права огораживаться иным чем-либо, как лишь частоколом" (кн. IV, гл. 10).
Определенно, в отношении местных татар в XVII в. русские проводили почти ту же "резервационную" политику, что и белые американцы на Диком Западе по отношению к индейцам-аборигенам. По поводу "этнических" рынков: у И.С. Аксакова, жившего в Астрахани в  1844 г. (см. соответствующий очерк) упоминается достопримечательность под названием "большой Индейский двор".

Астрахань, книги, планы

Previous post Next post
Up