Из комментариев

Feb 05, 2013 01:36

Искренний  вопрос всегда рождает желание порассуждать на тему:))

"...На днях спорила с мужем и свекровью на тему.
Они убеждены, что черты характера, вкусы, иные, предпочтения наследуются генетически. А я им, что это в первую очередь воспитание: вербальное, довербальное, от самого рождения, а то и раньше. Конечно, психофизические свойства ( Read more... )

010 Материалы рабочего сайта, 2 Этнопсихология Этнография Старина, 9 Дети

Leave a comment

Comments 12

siniy_begemot February 5 2013, 05:30:19 UTC
Меня как отца больше интересует в этом вопросе не философская, а практическая сторона. Поэтому душа и генетическая наследственность для меня "в одном флаконе": повлиять на душу я не могу никак, оказать влияние на генетику, согласно современным представлениям, можно, но не просто. Нужно загодя думать о последствиях курения, употребления алкоголя и т.п. Т.е., в моем случае, уже что есть, то есть.

Поэтому остается только среда, меняя которую можно оказывать влияние на формирование ребенка как личности. Здесь вопросов тоже больше, чем ответов, часто абсолютно непонятно, как маленький человек отреагирует на тот или иной фактор внешней среды. Но это единственное направление для реальной деятельности. И то, что для меня уже абсолютно очевидно - никакие топорные методы для воспитания не годятся, родители должны действовать мудрее и хитрее:)

Reply

pisancharka February 5 2013, 07:53:57 UTC
Согласна, что это самый очевидный путь. И это нужно, конечно, создавать эту среду, обучать своего ребенка как выживать в этом мире и т.д ( ... )

Reply

siniy_begemot February 5 2013, 11:49:52 UTC
Вообще, Ваш пост заставил меня задуматься о душе :) До сегодняшнего дня я рассматривал только среду и гены, как вещи наверняка существующие. С душой сложнее, споры продолжаются до сих пор :) Не хочу показаться прожженным материалистом, но Ваш подход требует от меня дополнительных размышлений. Хотя, пути решения возникающих проблем, что при наличии души, что без, мне представляются одинаковыми - разговаривать с ребенком, пытаться вместе с ним формулировать проблему и искать пути ее решения. Поэтому, на первый взгляд, различия только в терминологии. Надо подумать еще :)

Reply

pisancharka February 5 2013, 12:21:47 UTC
Пути решения - да, наверное такие и есть.

А с "терминологией" сложнее. За каждым словом свой образ. Слова разные - значит образы разные. Как говорил мой учитель - "психология - точная наука". То, какие слова и образы используешь определяет мировоззрение. То есть то, с каких основных вершин смотришь на мир.
В естественно-научном мировоззрении, где мы все сейчас пребываем, души нет. Даже, увы, в психологии.

Reply


siniy_begemot February 5 2013, 12:28:09 UTC
Да, и даже психолог с таким гуманистичным подходом, как Ялом, ее существование отрицает. Как мне кажется, с точки зрения воспитания и облегчения жизни детям, душа очень полезная штука, даже если ее нет. Но вот ответов на некоторые свои вопросы относительно души я пока не нашел. Например, куда девается душа при неврозах, деменции или врожденных психических заболеваниях. Нарушается связь обочки с душой?

Reply

pisancharka February 5 2013, 16:17:01 UTC
Ну да, это из серии "Если ее нет, то следовало бы придумать ( ... )

Reply

katry_n February 7 2013, 12:51:30 UTC
Я вот тоже понимаю многие психические и психофизические расстройства как нарушения связи оболочки с душой. Бывает, что душа-то может в порядке, а вот проявляет себя через тело - не здорово. Хотя, наверное бывает по-разному.

Reply

pisancharka February 7 2013, 17:26:15 UTC
Есть такой образ "камень на душе", он даже еще и в языке есть, образно.
Но меня учили воспринимать это буквально. Есть душа, и ее движение будет искажено, если оно проходит через камень, лежащий на ней. Его можно рассмотреть, убрать и тогда движение будет идти без помех. И будет как в народе говорят "душевно":)

Reply


katry_n February 7 2013, 12:44:40 UTC
Полностью поддерживаю: «научиться следовать своему душевному движению, не предавать его в угоду среде, не скидываться (!) на генетику» и «Человек - слишком сильное существо, чтобы позволить этому происходить без своего участия ( ... )

Reply

pisancharka February 7 2013, 17:22:15 UTC
Я думаю, что что-то передается "генетически". Может быть, какие-то предрасположенности. Но это пока для нас темный лес. И очень сложно разделить, что предрасположенность, а что уже среда, образ жизни семьи, образцы поведения.

Reply

pisancharka February 7 2013, 17:46:51 UTC
Тут можно еще дальше посмотреть про наследственность и среду. Есть версия:))) которую я поддерживаю, что душа выбирает где ей воплотиться.И в этом смысле не так важно противопоставление наследственности и среды. Потому что этот выбор в любом случае идет от задач. Для кого-то задачей может быть научиться противостоять наследственности или среде. А для кого-то нужны благоприятные условия для решения чего-то другого, тогда и наследственность и среда будут задавать изначальные условия для этого.

Reply


Leave a comment

Up