Из комментариев

Feb 05, 2013 01:36

Искренний  вопрос всегда рождает желание порассуждать на тему:))

"...На днях спорила с мужем и свекровью на тему.
Они убеждены, что черты характера, вкусы, иные, предпочтения наследуются генетически. А я им, что это в первую очередь воспитание: вербальное, довербальное, от самого рождения, а то и раньше. Конечно, психофизические свойства генетически наследуются, да. Но "душа" ИМХО, преимущественно влияние среды. Что ты можешь сказать об этом как психолог?..."

Как психолог своей школы я могу сказать, что для меня:
Душа - это одно.
Влияние среды - это другое .
А генетическая наследственность - третье.
все это каким-то образом в каждом человеке  увязано .
С «генетическим» мне мало что понятно.  Само понятие это двойственное. С одной стороны - это то, что еще совсем в малой части  изучает наука. С другой стороны - некоторое бытовое  понятие о «наследственности» и «наследственном».   Но, как я понимаю, в любом случае речь идет о генетическом наследовании  как о передаче определенных свойств и качеств через тело  и телесность.

Офеньские старики говорили, что «тело - это створожившееся сознание». То есть  как сознание оно содержательно,   несет в себе  какой-то набор образов,  если по научно-иностранному  - «информации», в том числе и  через  гены . И это сложно отрицать,  хотя бы потому что и без генетики мы видим воочию - дети как минимум внешне похожи на родителей.  А это делает допустимым и другие сходства.
Душа в народном мировоззрении  -  это не просто понятие,  которое в современной культуре  часто даже берется в кавычки (как вижу и исходном вопросе), обозначая как бы не прямой смысл, а некое переносное  значение.  В традиционном мировоззрении это явление. То есть оно «явлено» , это данность.  Душа приходит,  уже имея  свою историю. Да, большую часть мы забываем, воплощаясь.  Но кое что мы помним.  Маленькие детки иногда вспоминают себя до рождения.  Или, бывает, им снятся сны, которые никак не объясняются их прижизненным опытом.  Душа сохраняет некоторые свои свойства, особенности, болячки…  (На  этом понимании, что такое ребенок  когда он приходит в этот мир,  строится мой  курс). Но главное - душа помнит свои  задачи  и ведет-тащит человека  по жизни к ним, хотя сам он не всегда это понимает. Она - движущая сила. Под любым заскоком, под любой шизой, устремлением, мечтой всегда  можно раскопать душевные задачи.

Иногда решение этих задач  происходит при благоприятном влиянии среды. А иногда вопреки ей.
Про «влияние среды» -это уже тот самый  большой философский вопрос «Бытие определяет сознание  или сознание определяет бытие» :). Несомненно, среда  и вообще весь приобретаемый жизненный опыт оказывает влияние на человека. Но, с другой стороны, есть и много примеров, что  человек  преодолевает это влияние.  Или вообще  к ему невосприимчив - посмотришь на человека и на среду  (на семью, например) - и  откуда что берется?,  родился как из другого  мира.  Бывает как в хорошем, так и в плохом смысле. Хотя понятия «хороший-плохой» тут не работают.  Хорошо или плохо - это ведь соответствует задаче или нет. А задачи у души могут быть такие разные.
Как я вижу,  этот философский вопрос  что первично - это  вопрос выбора. Вот практический вопрос для детской психологии - как научить ребенка видеть перед собой этот выбор, не забывать себя, научиться  следовать своему душевному  движению, не  предавать его  в угоду среде, не скидываться на генетику.

010 Материалы рабочего сайта, 2 Этнопсихология Этнография Старина, 9 Дети

Previous post Next post
Up