Ars celebrandi extranea I (add.)

Jan 15, 2013 04:21


В дополнение к недавней заметке.

Забыл самое главное из того, что мне понравилось в литургической практике Азорских островов. Не понимаю, как я мог это забыть! Помнил только, что что-то еще я собирался рассказать, что-то важное… А что - не мог вспомнить. Вспомнил только несколько дней спустя. Вот странная штука память! Ведь об этом следовало ( Read more... )

Португалия, Азоры, Католическая Церковь, liturgiques, ars celebrandi, ace, странствия

Leave a comment

Comments 11

bormvit January 15 2013, 00:39:10 UTC
А можно поподробнее о том, какую символику несет коленопреклонение, а какую - стояние (в ранней Церкви, в современном ЛО и в современном восточном обряде)?

Reply

piotr_sakharov January 15 2013, 01:13:00 UTC
В принципе символизм не менялся (о нем см. по приведенной ссылке у Тафта; там, в свою очередь, обширная библиография). Беда лишь в том, что его понимание трансформируется (а честнее будет сказать - утрачивается), что в заметной степени присутствует средневековых практиках, успешно продолжающих свое существование и в наши дни. Я упомянул одну из них.

Reply

bormvit January 15 2013, 03:21:07 UTC
Но Тафт говорит практически исключительно о византийском обряде. Если же говорить о положении дел в латинском обряде сейчас, то стоит заметить, что не существует "символизма" per se отдельного от того, который понимается людьми, и если римо-католики видят под определенными действиями сейчас тот или иной смысл, то в том символизм этого действия и заключается. По факту коленопреклонение в латинском обряде есть не знак скорби и покаяния, а выражение своего смирения перед Господом, большим, чем мы, и в том числе - перед тайной Его присутствия в Святых Дарах, и с этой точки зрения принятие Причастия на коленях (или, например, коленопреклоненная адорация) вполне допустимы (но и не следует, разумеется, осуждать поступающих иначе). Ранние христиане или современные "восточники" могут иметь другое понимание символики коленопреклонения, но это не означает существование более "верной" символики; скорее, речь может идти о близости тому или иному человеку той или иной обрядовой традиции (не обязательно жестко связанной с тем или иным обрядом: в том ( ... )

Reply

piotr_sakharov January 15 2013, 10:21:46 UTC
Тафт говорит практически исключительно о византийском обряде.
В исконном понимании символики различных положений тела разницы практически нет.

не существует "символизма" per se отдельного от того, который понимается людьми, и если римо-католики видят под определенными действиями сейчас тот или иной смысл, то в том символизм этого действия и заключаетсяДа, бесспорно. Но то же самое можно сказать и о вере. Если на земле существует множество католиков, которые уверены, что Св.Троица - это Христос, Дева Мария и Антоний Падуанский, то следует ли на данном основании заключать, что в этом выражается sensus fidelium, и принимать сложившееся положение вещей как есть? Я понимаю, что речь идет о вещах разного порядка. Но если в ходе истории многое в литургической жизни Церкви претерпело не самые лучшие изменения, в силу чего укоренилось превратное понимание или вовсе утрата понимания (а это, в конечном счете, оборачивается тем, что Литургия Церкви не соответствует своим исходным целям или соответствует им недостаточно полно), то требует ( ... )

Reply


o_ioann January 15 2013, 06:04:05 UTC
по идее, нужно стоять, пока св. Дары не будут убраны в Дарохранительницу.

Reply

piotr_sakharov January 15 2013, 10:32:31 UTC
Я бы предпочел сказать - не будут потреблены (или перенесены от алтаря для потребления). Потому что латинская практика использования на мессах Даров из дарохранительницы (с их последующим унесением туда) не особенно способствует восприятию верными мессы как Трапезы Господней (на что не раз указывалось в церковных документах, хотя и в иной форме и, я бы сказал, излишне осторожно). Я понимаю, что это создает практическое удобство, но как-то вполне обходятся без этого восточные христиане, да и западные больше тысячи лет успешно обходились. Но это отдельная тема, на которой здесь не хотелось бы залипать.
Поскольку практика использования на мессе Даров из дарохранительницы неистребима, то сформулируем так: "нужно стоять, пока Св. Дары не будут потреблены и/или унесены от алтаря для потребления и/или в дарохранительницу".:)

Reply

аналогия и анагогия edgar_leitan January 26 2013, 07:11:52 UTC
Убирание прежде пресуществлённых и не до конца потреблённых Даров подобно тому, как если бы гостей созвали на обед, но накормили не свежеприготовленными яствами, а старыми консервами, остатки которых хозяин-скупердяй тут же убрал обратно -- в кладовку или холодильник :)

Reply

Re: аналогия и анагогия piotr_sakharov January 26 2013, 10:08:58 UTC
А, да, хорошая анал/гогия:)

Reply


klodonis January 24 2013, 12:23:07 UTC
Сейчас регулярно бываю на богослужениях в общине, состоящей процентов на 70 из африканцев. Что я заметил: они после причащения стоят, в отличие от присутствующих на этих же богослужениях европейцев, которые садятся либо встают на колени.

Еще один момент. на который я обратил внимание: африканцы никогда не встают на колени после пения Agnus Dei.

С чем это связано, я не знаю.

Reply

piotr_sakharov January 24 2013, 15:27:17 UTC
У африканцев в моем приходе есть вообще довольно необычная манера (я ее почти нигде больше не встречал). В те моменты, когда принято вставать на колени, они садятся и, сидя, низко нагибают голову и корпус. Не знаю, используется ли у них такое положение тела как замена коленопреклонения всегда - или это делается только в тех случаях, когда коленопреклонение по каким-то причинам затруднено (слишком мало места, слишком грязный пол, слишком чистые штаны и т.п.). Спросить у них самих ни разу не отважился, хотя, наверно, имело бы смысл.
То же делают у нас и многие филиппинцы.

Reply

klodonis January 25 2013, 06:07:44 UTC
В своем приходе я тоже что-то подобное видел. Думаю,что они так делают исключительно потому, что пол грязный, хотя могу и ошибаться. Кстати, я еще заметил, что африканцы из бывших английских колоний (Нигерии и Ганы) ведут себя на мессе так же, как европейцы.
А вот выходцы из Камеруна, Кот-д'Ивуара, Конго - нет; ко многим вещам мне было очень сложно привыкать поначалу. Сейчас уже привык и порой чувствую себя не в своей тарелке, заходя на польскую или русскую мессу:)

Reply


Leave a comment

Up