Меня довольно часто об этом спрашивают, поэтому пора мне уже объясниться.
У меня слишком перфекционистский подход к фотопродукции. Заснять что-то просто для того, чтобы задокументировать, что я там побывал и это видел, не представляется для меня интересным. Для меня самого моя память сохраняет значительно больше, чем любая фотография. А вот для того, чтобы поделиться с другими, меня не устраивает абы какое качество. По мне уж - либо фотографировать на высокохудожественном уровне, либо никак. Я хорошо представляю себе свои способности и отдаю себе отчет в том, что того художественного таланта, какой нужен для искусства фотографии, у меня нет, и даже если бы я поставил перед собой задачу попытаться развить в себе необходимые способности, уделял бы этому уйму времени, сил и материальных средств, я сомневаюсь, что стал бы в этом деле хотя бы хорошим ремесленником, не говоря уж о художнике. Однако, как я мог заметить и по собственному недолгому опыту фотографирования, и наблюдая за другими, наличие фотоаппарата и стремление непременно что-то запечатлеть очень отвлекает от многого, что мог бы увидеть, не будь внимание занято фотографированием - и уж, тем более, фотканьем. Меня очень веселит, что в русском языке появился этот глагол - "фоткать", "сфоткать": он необычайно точно передает этот процесс всеядного и внеэстестического документирования того, где ты был, и главное - себя любимого на фоне того, где был, и на фоне тех, с кем был. Меня поражает в Лувре то, что "Джоконду" невозможно нормально рассмотреть из-за непрекращающихся вспышек фотоаппаратов (хотя фотографирование там и запрещено): казалось бы, тут же можно купить ее репродукции, в т.ч. и очень высокого качества, - нет, каждому нужно задокументировать, что лично он побывал около "Джоконды" (рассматривать ее вовсе не обязательно - главное запечатлеть, что видел ее). Нужно действительно обладать талантом фотографа-художника (каким обладают некоторые из моих френдов, напр.,
fellya и
chudo1909 ) и годами работать над его развитием, чтобы, посещая новые для себя места, суметь не только увидеть то ценное, прекрасное или по иным причинам достойное внимания, что не сразу бросается в глаза (увидеть это, слава Богу, и я умею), но еще и поймать это объективом (между прочим, люди на фотографиях лучше всего получаются именно тогда, когда не знают, что их снимают) и с подлинной художественностью передать это в фотографии.
* * *
Бывают редкие случаи, когда неожиданно хочешь что-то заснять, так сказать, "для истории". Чаще всего, это какая-то смешная ситуация или забавное сочетание предметов (особенно, с надписями). Но держать мыльницу только ради таких случаев мне неохота. А телефон с фотоаппаратом я не завожу, потому что предпочитаю простые, с минимальным набором самых необходимых функций телефоны (типа моей "Нокии", которая служит мне уже который год): их почти не прут и они очень устойчивы к механическому воздействию.