Итак, с марта 2012 менее чем за три года я послушал/посмотрел музыкальную драму Вагнера "Тристан и Изольда" в театрах целых пять раз. Напомню, что за предшествовавшие тому 55 лет жизни я не бывал на ее постановках ни разу. (А за отчетный период я, помимо этого, был в опере всего два раза, и оба раза опять же на Вагнере).
Попробую вкратце сравнить впечатления.
Для начала перечислю, где это было и кто это был (порядок такой: театр - Изольда - Тристан - дирижер - режиссер):
1. Берлинская государственная опера - Линда Уотсон - Иан Сторей - Даниэль Баренбойм - Гарри Купфер.
2. Аалто-театр (Эссен, Германия) - Эвелин Херлициус - Джеффри Дауд (Dowd) - Штефан Шолтес (Soltesz) - Барри Коски(й) (Kosky).
3. Венская государственная опера - Виолета Урмана - Роберт Дин Смит (Dean Smith) - Петер Шнайдер - Дэвид МакВикар (McVicar).
4. Парижская опера - Виолета Урмана - Роберт Дин Смит - Филипп Йордан (а можно Жордан) - Питер Селларс (с видеоартом Билла Виолы).
5. "Новая опера" (Москва) - Марина Ефанова - Вениамин Егоров - Ян Латам-Кёниг - Никола Рааб.
Более или менее подробно я поделился в этом журнале только впечатлениями
о берлинском спектакле и
о московском. Совсем кратенько -
о венском. Об эссенском не написал вообще ничего: сперва не успелось, потом забылось. О парижском - только то, что он произвел на меня сильное впечатление.
Поскольку Эссену по степени освещенности в моем ЖЖ повезло меньше всех, попробую вкратце восполнить. Я туда поехал ради того, чтобы послушать Эвелин Херлициус в партии Изольды. Но она в тот вечер оказалась совершенно не в голосе. Играла великолепно, тихие места пела нормально. И еще умудрилась восстановить себе полноценный голос - я не понимаю, как такое может быть, но факт - на завершение дуэта и на Либестод. Остальное у нее звучало довольно плохо. Вообще же там все исполнители звучали хорошо, кроме двух главных героев. Прекрасный оркестр. Местами очень красивая сценография (Клаус Грюнберг) и костюмы (Альфред Майерхофер). А вот режиссура у Барри Коски (или Коского) весьма своеобразная. Красивое соседствует с гадким. Вечнобухие Тристан и Курвенал. Какие-то подростковые шуточки у Курвенала в первом действии (свою песенку про победы Тристана он поет, подойдя к Брангене вплотную сзади и изображая фрикции). Подчеркнутый физиологизм (анатомизм? хирургизм?): тот же Курвенал в 3-м акте долго под протяжный напев английского рожка зашивает рану Тристана хирургическим крючком и утрированно крупной окровавленной ниткой, и т.п. Нет, я понимаю, что "Тристан и Изольда" у Вагнера - не о красоте нашего мира, а скорее наоборот, и что в этом мог быть определенный режиссерский замысел. Но держать на сцене большую склянку с заспиртованной (или заформалиненной) головой Морольда, используя ее время от времени в качестве табурета, - по-моему, немножко перебор...
Попробую теперь оценить их в разных номинациях. (Даю только первые места; о последующих и, тем более, последних говорить не буду).
В номинации "всё в целом" - Париж. (Колебался между Парижем и Берлином, но, в конце концов, остановился на Париже).
Лучшая Изольда - Урмана. Притом в Париже лучше, чем в Вене (они оба были в Париже лучше, чем в Вене). (Опять же колебался между нею и Линдой Уотсон, но решил так).
Лучший Тристан - как ни странно, Сторей.
Лучшая Брангена - Екатерина Губанова в Берлине (Элизабет Кульман в Вене необыкновенно хороша была, но Губанова всё же лучше).
Лучший Курвенал... даже не знаю. Все были вполне нормальные, и ни один особо не запомнился.
Лучший Марк - наверно, Кхван Чхуль Ён (Kwangchul Youn) в Берлине? А может, Альберт Домен (Dohmen) в Вене? А может, Франц-Йозеф Зелиг в Париже? Нет, наверно, всё-таки кореец.
Лучший хор? Хоры везде были на должном уровне.
Лучшая дирижерская работа (и лучшее звучание оркестра) - Баренбойм однозначно.
Лучшая сценография - наверно, Роберт Джонс (Jones) в Вене.
Лучшая режиссура - Селларс.
Тут хотелось бы добавить несколько слов. Я об этой постановке знал давно (она воспроизводилась в нескольких театрах разных стран мира) и был вполне готов к тому, что может и не понравиться. Признаться, я побаивался, что видеоартовская композиция Билла Виолы, идущая на заднике на протяжении всего спектакля, может портить восприятие сценического действия и музыки, отвлекать от них внимание или вообще раздражать. Но мои опасения оказались напрасны: на мой взгляд и вкус, всё сочетается весьма органично. Поясню, что происходящее на заднике - это не какое-то кино, дублирующее сценическое действие, и не какой-то видеоряд, который дополнял бы или пояснял отдельные части сценического действия. Это совершенно самостоятельное действо со своим собственным сюжетом, разворачивающееся параллельно сюжету музыкальной драмы и, на первый взгляд, никак с ним напрямую не связанное. Сама же режиссура минималистична, где-то на грани концертного исполнения. И при этом в какие-то моменты действие может переноситься и в другие части зала - например, в финале 1-го акта задействованы и сцена, и балконы.