ЛЗ 3: Pro Missa lecta

Jan 03, 2008 05:10


Не секрет, что у многих профессиональных музыкантов возникают проблемы с посещением богослужений (ср., в частн., один из комментариев к предыдущей заметке). Качество музыки (в первую очередь, ее исполнения, но не только), которое они вынуждены слышать в церкви, оказывается для них сильным раздражителем - порой мучительным, а иногда и невыносимым. То, что по замыслу призвано помогать их молитве и плодотворному участию в богослужении, на деле выполняет для них прямо противоположную функцию. Некоторым из них удается найти в себе силы, чтобы перебороть себя, смириться. Другие ищут храмы, где музыка будет на более подобающем уровне или ее не будет там совсем. А некоторые, не смирившись и не найдя таких храмов, вовсе перестают ходить в церковь.

Когда поднимаешь вопрос о том, как избежать такого рода последствий, иногда приходится слышать, что это «профессиональная деформация» и их проблема, а не наша, не Церкви. Но они - тоже Церковь. Почему, скажем, можно проявлять заботу о том, чтобы служилась месса для глухонемых, а о том, чтобы была месса, пригодная для людей, болезненно реагирующих на дурное качество музыки, нельзя? Их не меньше среди верующих, чем глухонемых. И они, как и глухонемые, не виноваты в том, что так устроены. Вам со стороны трудно понять их? Вспомните что-нибудь невыносимое для себя. Представьте, что на протяжении всей мессы сильно пахнет растворителем, или тухлым мясом, или скребут наждачной бумагой по пенопласту, или кирпичом по металлу... Вспомнили, представили? Вот для них такими же мучительными оказываются те недостатки в музыке, которых вы просто не слышите; или слышите, но вам они кажутся мелочью и не мешают.

Замечу, что речь идет не только о профессиональных музыкантах. Есть немало непрофессионалов, которые, тем не менее, очень чувствительны к качеству музыки (сам я из их числа). Добавим еще и тех, кто, посещая богослужения на современных языках, испытывает порой не меньший дискомфорт от песен в силу их низкого поэтического качества, а то и вовсе пренебрежения просодикой и грамматикой. В общей сложности всех их будет набираться по приходам побольше, чем желающих тридентской мессы. Почему потребности последних заслуживают удовлетворения, а первых нет?

Далеко не во всех даже крупных приходах есть возможность обеспечить высокий уровень исполнения хорошей литургической музыки. Да если и представить себе, что по воскресеньям и праздникам в приходе есть одна месса, где должный уровень музыки обеспечен, это не решит всех проблем (напр., сразу же найдутся те, кто объявит выбираемый репертуар для себя неприемлемым, и т.п.). Единственный выход - читаная месса вообще без музыки. В каждом приходе, где в воскресенья и по большим праздникам совершается более одной мессы, хотя бы одна месса (и у нее должно быть четко фиксированное время в расписании) должна быть без пения и музыки вообще. Вот для таких несовершенных, как мы.

*    *    *

Не могу удержаться от того, чтобы привести живое свидетельство одного дорогого мне московского католика, которого, право же, трудно заподозрить в «профессиональной деформации». В свое время я сохранил это свидетельство себе на память как один из шедевров литургической эссеистики и впоследствии не раз цитировал в моих лекциях, пусть и с заменой отдельных слов эвфемизмами.


Вот оно (осторожно: есть обсценная лексика).

Кстати, и в комментариях там кое-что заслуживает внимания.

литургические заметки, liturgiques, ars celebrandi

Previous post Next post
Up