Существует советский миф, что хотя при большевиках сперва имели место материальные трудности - назло Ленину буржуи и контрреволюционеры учинили в стране голод и разруху, - но зато с образованием в советской России всё сразу стало просто замечательно: народ жадно впитывал первоклассные научные знания, которые большевики конфисковали у дворян и антинародных спецов и щедро раздали народу. Нам так и пишут:
«
Отменялась плата за обучение, упразднялось преподавание Закона Божьего, вводилось новое правописание. Основой начального образования стала "Единая трудовая школа". По всей России возникали кружки и курсы ликвидации неграмотности (ликбез), вечерние школы, народные университеты. Всего за первые три года советской власти было обучено грамоте около 7 млн человек». …
«Про Россию - бред. У меня дед 1905-го года, бабушка 1908-го. В 1916-ом образованным считался человек, способный поставить подпись. Уже в 20-ом повсеместно считалось стыдным не уметь читать и писать». «
… дело в том, что в царской России образование было недоступным. Были единичные земские школы, церковно-приходские школы, но лишь единицы могли себе позволить учиться в них, в том числе по причине крайне малого их количества. В Европе тоже не было всеобщего обязательного образования, но оно было всеобщим так как было доступным и бесплатным. В России его сделали недоступным. Большевики, как ни крути, реально дали всеобщее образование».
И прочее в том же победном духе ударников коммунистического труда.
Думаю излишне объяснять, что советская кампания массовой ликвидации неграмотности не более чем пропагандистский фокус. Научить взрослого крестьянина грамоте практически невозможно, тем более что по жизни он без этой грамоты обходился и вполне может обходиться впредь. Тогда, наверное, стали массово учить крестьянских детей? Это каким же образом, разве увеличилось число школ и учителей. Как раз наоборот, число образованных людей в советской России значительно сократилось - русский образованный класс частью был уничтожен, частью бежал из страны от красного террора. Россия в результате «военного коммунизма» в цивилизационном отношении сильно деградировала, образовательные ресурсы страны пришли в упадок как и все прочие человеческие и производственные ресурсы. Хуже того, большевики повели политику разрушения системы образования в России, которая до 1917 года была на весьма приличном уровне.
Процитирую
книгу С.Волкова «Интеллектуальный слой в советском обществе» «
Прямое регулирование социального состава учащихся с предоставлением льгот "рабоче-крестьянскому молодняку" и ограничением права на образование выходцам из образованного слоя было основой социальной политики советской власти и проводилось с первых месяцев ее существования. Уже 2.08.1918 г. был принят "Декрет о правилах приема в высшие учебные заведения", предоставлявший права поступления в вузы лицам любого уровня образования или даже вовсе без образования, и под лозунгом "завоевания высшей школы" началось массовое зачисление туда "рабочих от станка". В одной из советских книг с гордостью комментируется такой типичный случай: "Пользуясь декретом о приеме в вузы, студенты-коммунисты выступили с инициативой, которую поддержал Замоскворецкий райком партии, привлечь рабочих фабрик и заводов к учебе в коммерческом институте. Рабочие живо откликнулись на призыв коммунистов: около тысячи молодых рабочих записались студентами и получили курсовые билеты". Напутствуя их, представитель райкома заявил: "У нас внутри есть враг - это интеллигенция, специалисты. Рабочий, который способен понимать доклады на митингах, в десять раз лучше любого гимназиста поймет лекции профессора. Для чего существует тогда профессор, если он не может быть понятым?"»
Волков пишет академично, сухо. Представьте эту картину в красках: в вузах гимназистов заменяют малограмотные рабочие (это в лучшем случае, часто люмпены, социальное отребье), причем, поигрывая наганом, комиссары объясняют профессорам, что классово передовые рабочие гораздо лучше понимают науки, чем социально чуждые реакционные гимназисты. Прозрачно намекая на оргвыводы в случае подозрений на контрреволюционный саботаж.
Вообще в 20-е годы систему советского образования отличали дефицит квалифицированных преподавательских кадров и крайне низкий уровень подготовки студентов. Впрочем, большевики считали квалификацию фактором второстепенным, главное - партийность и социальное происхождение.
«В 1921 г., когда число желающих поступить в вузы стало значительно превышать число мест, некоторыми деятелями народного просвещения был выдвинут лозунг: "Наука - только для коммунистов". На ректорском совещании в Главпрофобре в мае 1921 г. предложения некоторые ректоров подойти к приему студентов только с учебной точки зрения были категорически отвергнуты. Тогда же был установлен "классовый принцип" приема в вузы с целью резкого ограничения доли детей интеллигенции среди студентов. Общих данных о приеме 1921 г. нет, но именно тогда в вузы Москвы и Петрограда впервые было принято значительное количество рабочих. Наиболее последовательно в масштабе всей страны "классовые приемы" проводились с 1922 г. (86) На студенчество была распространена практика "чисток". Так называемая "академическая чистка" 1924 г. носила ярко выраженный классовый характер и, как писали советские авторы, "острие ее было направлено против менее ценной в классовом отношении категории учащихся" (87). В конце 1923/24 учебного года в ходе проверки вузов было исключено около 18 тыс. студентов из "социально-политически-чуждых элементов" и неуспевающих, при этом на рабочих и их детей приходился минимальный процент отчисленных».
«Для содействия поступлению в вузы малограмотной части населения стали использоваться различные методы "командировок", "направлений" по путевкам различных организаций и т.п. В составе принятых по этим основаниям абсолютное большинство составляли лица рабоче-крестьянского происхождения, а также молодая часть советской номенклатуры. В 1922 г. 80% принятых прибыли по путевкам партийных и профсоюзных комитетов (что характеризуется советского авторами как "прорыв фронта старого студенчества"), в 1923 г. по путевкам принято 53% студентов (в т.ч. рабочих, крестьян и их детей в этой категории 40%) (89)».
Относительно процветания наук при большевиках. С отменой диссертаций, научных степеней и званий была также упразднена и часть наук, как непролетарские. Перед создаваемыми большевиками научными институтами ставилась важная задача отыскания рецептов бессмертия для вождей ВКП(б), а также планировалось оживление Маркса и Ленина (мавзолей создавался ещё и для этих целей). Напомню, проф. Преображенский из «Собачьего сердца» в видах омоложения пришивает большевицкой элите обезьяньи яйца, это пародия на реальность советской науки 20-х. Обычные естественные науки в совдепии влачили жалкое существование, чудом выжившие после красного террора ученые из своего жалованья на барахолках покупали хоть какое-то оборудование для лабораторий. В тоже время
Наркомпрос видел своей стратегической задачей переход с реакционной феодальной кириллицы на прогрессивную латиницу. Мало того что, в СССР учили плохо и не тех, кто имел способности учиться, повсеместно процветало запредельное коммунистическое мракобесие. Откровенно говоря, 20-е годы это время прямого одичания, сопровождаемое воем коммунистического агитпропа о необыкновенном подъеме советской культуры и поголовной ликвидации неграмотности трудящихся. Фактически же даже выпускники советских школ и вузов того исторического периода в массе оставались элементарно малограмотными, хорошо, если научились читать.
«Русский язык наш поток не изучал. Считалось, что правописание мы освоим, когда будем много читать». «До 1932 года в нашей школе существовал Дальтон-план и бригадный метод обучения. Поэтому большинство моих сверстников пишет не совсем грамотно».
«До 1933 г. существовал "бригадный метод обучения" - все экзамены за всех сдавал бригадир. В 1934 учился каждый за себя, и начали выдавать дипломы об окончании КрМММИ им. Н.Э.Баумана». «
У высшей школы были и другие проблемы. Одна из них заключалась в том, что сам процесс обучения в начале 20-х годов проходил в значительной мере стихийно. Например, на физико-математическом факультете МГУ при номинальном четырехлетнем сроке обучения среди студентов были и такие, кто обучался в университе по 10 и более лет - сказывались свобода посещения лекций и практика перевода с курса на курс без учета выполнения учебного плана. Это приводило к тому, что количество дипломированных выпускников-физиков было крайне незначительным.
Другой проблемой в советской системе обучения тех лет стал так называемый "бригадный метод". Сущность его заключалась в том, что учебные дисциплины, изучавшиеся на факультете, прорабатывались самостоятельно в маленьких группах по 5-6 человек путем чтения книг и учебников, а затем один представитель группы ("бригады") сдавал экзамены и зачеты за всех. Лекции не только отменялись, но просто-напросто запрещались как буржуазный пережиток. Роль профессора или преподавателя сводилась лишь к разъяснению трудностей, с которыми сталкивались студенты при изучении книг по тому или иному предмету. Профессор И.А.Яковлев, бывший в те годы студентом, рассказывал автору о том, каким нападкам и обвинениям подвергался Сергей Иванович Вавилов за то, что он якобы под видом семинаров "протаскивал буржуазные лекции"».
Проблема была даже не в том, что советские школьники и студенты много времени и сил тратили на заучивание партийный коммунистической околесицы и зубрёжку марксисткой тарабарщины. Катастрофически дела обстояли и с беспартийными науками. Главная беда большевицкого образования 20-х та, что по причине широко распространенного передового «бригадного метода», направленного на преодоление буржуазного индивидуализма, хоть чему-то учились в советских школах и вузах много 15-25% учащихся (то есть те бригадиры, кто сдавал за свою бригаду экзамены).
«
… в 1920-е годы в университет (МГУ - П.) внедряется «бригадно-лабораторный метод» обучения. Студенческие группы были разделены на бригады по 3-5 студентов, которые должны были самостоятельно, без помощи преподавателей, заниматься изучением, «проработкой», учебных заданий. Отменялась индивидуальная сдача экзаменов и зачетов, студенты представляли коллективный отчет о выполнении своих заданий. Естественно, отменялись и лекции, что позволяло сильно сэкономить на профессорско-преподавательском составе».
«В 1930 году восстанавливается обязательное посещение студентами всех видов университетских занятий - лекций, семинаров, лабораторных занятий; одновременно начинается борьба за введение строгой трудовой дисциплины среди профессорско-преподавательского состава.
Постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. «со всей резкостью и решительностью» осудило бригадно-лабораторный метод и другие «перегибы и извращения» в организации учебного процесса. Вновь вводятся твердые учебные планы, восстанавливаются лекции, вводятся зимние и весенние сессии, контроль за качеством учебы, дипломные работы на последнем курсе, увеличивается время на изучение общетеоретических дисциплин, соответственно сокращаются производственные практики, возвращаются обязательные вступительные экзамены и др. В конце 1933 года проводятся защиты первых кандидатских диссертаций, а в 1936\37 - впервые выпускные государственные экзамены».
Ага, в 30-е годы в СССР восстановили отменённые в 1918 году учёные степени и звания, вернули защиту диссертаций и дипломных работ. Тогда же сняли ограничения на получения образования социально чуждых элементов - выходцев из русских образованных классов. Принялись восстанавливать разрушенную ленинцами русскую систему образования. Что случилось? В стране началась индустриализация, и выявилось, что родные советские кадры малоквалифицированны, собственного советского производства коммунистическая профессура позорно невежественна, красные специалисты в массе малограмотны. А промышленность требует настоящих специалистов, марксистские заклинания не помогают. Пришлось советским коммунистам вынужденно отступать от завещанных Лениным большевицких идеалов и классовых принципов - идти на уступки суровой реальности.
Не мешает также напомнить, что советское образование не всегда было бесплатным.
«Советское платное» Олеся ПЕНКИНА, 2 июня 2006 газета «Поиск» «Любопытно, что официальные постановления о введении платы за обучение практически нигде не публиковались, хотя находятся в открытых архивах и не спрятаны за грифом “секретно”. Скорее всего, руководство страны с самого начала понимало, что постановления были незаконны, поскольку противоречили Конституции СССР. Прокуроры советских республик даже не пытались требовать отмены антиконституционных документов и оставляли решение проблемы на усмотрение ЦК партии. Советское образование должно было позиционироваться исключительно как бесплатное.
“№27 от 26 октября 1940 года
Постановление №638 Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий.
Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:
1. Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9 и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.
2. Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за
обучение:
а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик - 200 рублей в год;
б) во всех остальных городах, а также селах - 150 рублей в год.
Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.
Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР: 3.
а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, - 400 рублей в год;
б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, - 300 рублей в год...
Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В.Молотов
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР М.Холмов
Москва, Кремль”.
(Собрание постановлений и распоряжений Правительства Союза ССР)».
«… высшее образование за 300 или 400 рублей в год для большинства становилось недоступным. Но военное время внесло свои коррективы: в 1943 году СНК СССР были приняты несколько постановлений об освобождении от платы за обучение по национальному признаку учащихся 8-10 классов средних школ, средних специальных и высших учебных заведений. В Казахской ССР освобождались от платы за учебу казахи, уйгуры, узбеки, татары. В Узбекской ССР - узбеки, каракалпаки, таджики, киргизы, казахи, местные евреи. В Туркменской ССР - туркмены, узбеки, казахи. В Кабардинской АССР - кабардинцы и балкарцы, обучающиеся в педагогическом институте!
Полностью документ “Об установлении платности обучения” утратил силу в 1954 году».
Сумма оплаты за обучение в школе и вузе была установлена не чрезмерная, годовая плата примерно соответствовала средней месячной номинальной зарплате советских трудящихся. Однако введение даже такой скромной платы для многих советских граждан закрыло возможность продолжить образование после 7 класса. Между прочим, колхозники тогда вообще зарплаты не получали, в колхозе работали даром (за трудодни), советские крестьяне выживали за счет приусадебных участков.
А как же знаменитая советская школа, космические полёты? Советская школа, которую мы знаем, формировалась не ранее середины 30-х, за образец брали разрушенную большевиками русскую систему образования, существовавшую до 1917 года. Классическая советская система образования, предмет законной гордости, возникла главным образом после войны. Остаётся удивляться гению русского народа и накопленному Российской империей интеллектуальному потенциалу, что вопреки большевистскому варварству СССР всё-таки достиг первоклассных успехов в естественных науках и технике.
* * *
(продолжение)