Заслуженный деятель чекистских искусств

May 03, 2011 21:47


На прошлой неделе в РФ усердно по всем СМИ чествовали умершего в Израиле советского актёра и режиссёра Михаила Козакова. Кошерная интеллигенция захлёбывалась в славословиях. Был ли покойный великим актёром и режиссёром? Нет, не был. Недурной профессионал и не более того. Из множества сыгранных им ролей толком ничего не запомнилось. Однако, в своёй профессиональной области человек сознательно, от себя, не пакостил. Как умел, старался создать что-то хорошее.

Из режиссёрских работ помнятся лишь «Покровские ворота». Которые точнее было бы назвать «Местечковая Москва». И это хорошо, человек думал и говорил о своём, ему близком и понятном. Несравнимо хуже, когда какой-нибудь Быков-Зильбертруд назойливо поучает Россию и русских от имени некой внеземной кагальной цивилизации. Регулярно изрекает сентенции космического масштаба и космической же глупости и невежества.

То есть к самому Козакову важных претензий нет. Он стремился изобразить причастного к Высокой Культуре рафинированного Интеллигента, на советском фоне получалось. По жизни же, судя по всему, человек он был по-актёрски неумный и беспутный. Но это его личное дело. А что кошерная общественность неумеренными похвалами опошлила его поминовение, так тоже не вина покойного.

И всё же Козаков сумел одной выходкой привлечь внимание к своей персоне. Эскапада была такого рода, что прогрессивная интеллигенция так и не придумала как к ней отнестись.

Козаков: "40 лет я был агентом КГБ"

Смолоду актёр оказывал Органам сексуальные услуги.

«Они просили меня вступить в половую связь с одной американской разведчицей. Ну, не знаю, разведчица там она или нет, ну просто красивая баба. И то не получилось! Что еще... Говорили: "Вы бываете в различных обществах. Нам интересно, что думает про нас, например, второй секретарь посольства". Или: "Уговорите Некрасова вернуться на родину"».

До 60-х годов сделать карьеру в советском искусстве без сотрудничества с Органами было принципиально невозможно. Родившийся в семье рафинированной советской еврейской интеллигенции Козаков был помощник Органов не подневольный, но идейный.

«В нем спокойно сочетались любовь к Бродскому, Мандельштаму, Пастернаку, Ахматовой и уважение к Дзержинскому, которого он трижды, если не ошибаюсь, сыграл в кино. "Я испытал приступ удушья, когда товарища Феликса Эдмундовича Дзержинского при помощи петли снимали с гранитного постамента под ликующие крики российского народа. Товарищ Дзержинский показался мне похожим на товарища Гулливера, которого мучают товарищи лилипуты... Когда демонтируют памятники истории, да еще качественно выполненные с точки зрения искусства, это грустно во все времена. Но помимо эстетического есть и другой аспект. Из истории, как из песни, слова не выкинешь... Человек, между прочим, просидевший много лет в царских тюрьмах..."»

Цитирую статью в «Известиях» Елены Ямпольской. Критикесса принадлежит к охранительному лагерю, активно поддерживает Никиту Михалкова. И она отнюдь не стремится разоблачить Козакова как нераскаянного дзержинца. А как бы намекает оппонирующему кагалу чекистской интеллигенции, что их морально-политические претензии, допустим, к Никите Сергеевичу некоторым образом беспочвенны. Тот хотя бы открыто сотрудничает, не то что некоторые.

Впрочем, не вижу резонов воспринимать всерьёз высказывания Козакова на общественно-политические темы. Актёр-с, менял «убеждения» с лёгкостью флюгера и не замечал, - «я  любил большевиков, как глазную боль». Интересно другое, каким образом творческая интеллигенция пытается из хаотичного конформизма коллеги слепить цельный образ Мэтра.

«Потребность в исповеди доходила до таких степеней, что в 2002 году Козаков публично признался: в ранней молодости он был завербован американским отделом КГБ, получил кличку "Гамлет". Правда, ответственных заданий не выполнял, никому не навредил, даже вступить в компрометирующие отношения с заокеанской журналисткой не смог - потому что влюбился... "Знакомые мне говорили: "Зря ты эту историю вытащил на свет. Представь, сколько людей совершали и сейчас совершают поступки гораздо хуже твоих. Как их должна разозлить эта публикация: ах, он покаялся, а я молчу!..»

Мне особенно понравился этот извив интеллигентских самооправданий паче всякой гордыни.
Previous post Next post
Up