Предыдущая часть В начало эпопеи Всё еще день десятый. 19 июля. Музей-подлодка Б-440 в Вытегре.
Подводную лодку Б-440 в Вытегре посетить однозначно стоит. Кстати, в городе неподалёку от лодки есть еще небольшой и вроде бы неплохой краеведческий музей, но, каюсь, к моменту, когда мы до него добрались, бегемот уже подустал, поэтому посидел просто на скамеечке у входа и подождал остальных товарищей по походу, которые-таки решили туда вломиться за 20 минут до закрытия.
Но я вообще-то не о нём.
Если вдруг будете в тех краях и пойдёте смотреть лодку - мой вам добрый совет: постарайтесь не попасть внутрь одновременно с экскурсионной группой. Ибо несмотря на то, что Б-440 большая, а почти всё её оборудование снято из центральных проходов, толкотня будет неимоверная, а оно вам надо?
Дизель-электрическая подводная лодка
проекта 641 Б-440 была построена в Ленинграде в 1970 году. Статья про неё на Вики с кратким описанием, где и чем она занималась:
ТЫЦ.
Несмотря на принадлежность к Северному флоту, походила она и по Средиземному морю, и по Атлантике, и НАТОвские лодки искала.
Нашла архивное фото: Б-440 в день ВМФ на Неве, июль 1996 года.
(фото с сайта deepstorm.ru)
С 2005 года стала музеем в Вытегре, для чего в Вытегорском заливе были проведены дноуглубительные работы, чтоб лодка туда смогла пройти.
Что-то у меня в тот день попозировать ни на фоне лодки, ни внутри хорошо не вышло, простите за кривые лапы и размытый силуэт.
Из, кхм, приколов походов: в 1989 году попала в трал норвежского рыболовного судна.
"Сеть была снята силами личного состава судна, позднее лодка ушла в подводное положение, при переговорах голосом капитан национальную принадлежность скрыл. Основными причинами происшествия признаны безграмотное маневрирование и неоправданное сближение с целями."
Чтоб вы могли оценить размеры рубки по сравнению с человеческим ростом:
А теперь спустимся внутрь.
Лодка разделялась переборками на 7 отсеков:
1 отсек - торпедный.
2 отсек - жилой отсек, с кают-компанией. Под палубами - аккумуляторные батареи.
3 отсек - центральный пост.
4 отсек - жилой отсек, с камбузом. Под палубами - аккумуляторные батареи.
5 отсек - дизельный.
6 отсек - электромоторный.
7 отсек - торпедный.
Прямо вот я бы сказала - нарядный торпедный отсек... (это который №1)
Часть отсеков лодки сохранена полностью. В жилом отсеке офицерского состава (№2) оставлена обстановка, на столиках стоят какие-то "личные вещи", висит форма.
А ко всяческим навигационным приборам прилагаются суровые манекены.
Модные указатели на интересное заведение прикрутили явно при создании музея :-)
Собсна сабж. Пользуется большим интересом со стороны посетителей, аж не протолкнуться.
Люк между отсеками. Чья-то попавшая в кадр нога, опять же, удачно иллюстрирует размеры. Вообще пролезть там с непривычки довольно тяжеловато, а пролезть быстро и ловко, как положено на судне, вообще для бегемота оказалось невозможно.
Поэтому для ленивых сейчас там рядом с люком прорезан нормальный проём для прохода в человеческий рост :-)
С обратной стороны:
Смотрела в перископ! Увидела флаг на носу.
Некоторые детали повергают в восторг.
Когда я стану Галактическим императором, в моём ядерном чемоданчике будет такая же красная кнопка. А пока тренировка :-)
Переползли в машинное отделение (отсек №5). Дизель левого борта. Мощь! Хотя я раньше думала, что они были побольше размером: этот сопоставим габаритами, например, с двиглом V12 от Ламборгини, я как-то видела такой на выставке.
Читаем табличку :-)
Клёвые предметы экспозиции.
Электромоторный отсек (№6)
Жилой отсек (№4) для матросов я проэтосамила :-) Там был убран центральный сектор с койками, но можно себе представить, как тут было тесно при рабочей планировке. Количество коек рассчитано на 2/3 матросов: оставшаяся треть стоит на вахте.
В боковых проходах часть оборудования тоже отсутствует, зато встречаются вот такие загадочные тени :-)
А это торпедный аппарат! (отсек №7)
На этой позитивной ноте, пожалуй, и закончу.
Продолжение Вся хроника похода лежит по тэгу
Яхтануцца_можно_2017Ссыль на гуглокарту похода:
https://drive.google.com/open?id=1XNLWFsqo-rEGh9cE-uXQgZiL_tCgrLT9&usp=sharing