Премьерный спектакль я посетила еще в середине апреля, но вот лапы дошли написать только сейчас.
А написать, чувствую, надо :-)
Вообще у меня поначалу была мысль показать вам вот это фото с поклонов и предложить угадать, какую же оперу только что давали. Но поскольку шансов на правильные ответы всё равно не было, поделюсь впечатлениями сразу, не делая загадочного лица.
Скажу честно. До спектакля об этой постановке я ничего не читала.
Обычно раньше это и не требовалось, ровно до тех пор, пока я не столкнулась с первыми в моей зрительской практике режоперами.
Хотя, в общем-то, и после этого я редко залезаю в интернеты, разве что уж какая-нибудь совсем экзотика ожидается, типа
якутского "Князя Игоря". Я вообще всякий раз совершенно искренне не хочу знать, что имел в виду режиссёр-постановщик, полагая, что музыка сама по себе вполне красноречива.
Но в первом же действии "Свадьбы Фигаро" слуги испанского графа внезапно выглядели, как работники ближайшего суши-бара, и я насторожилась. Вышедший в кимоно сам граф лишь усугубил мои опасения. Про остальных персонажей оптом скажу, что началась какая-то околовосточноазиатская мешанина.
В антракте, во время принятия по 100 грамм эликсира, улучшающего восприятие, моими коллегами была проведена политинформация, в ходе которой выяснилось следующее: в конце XVIII века Европу захлестнула мода на всё восточное. Она же шинуазри.
На сайте Михайловского театра понятие объясняется как "изысканное ответвление рококо, навеянное искусством средневекового Китая", а вообще в дословном переводе с французского и означает "китайщина" :-)
И вот ведь странные люди. Написали бы просто: "эта опера - комическая, и мы решили внести дополнительный элемент, поиздевавшись над модой и неразборчивостью во вкусах отдельных богатеньких европейских граждан".
Но нет же, в раздаваемых интервью там с пафосным видом задвигают про философию и пр.
Но вернёмся к спектаклю.
Во втором действии волшебный эликсир оказал своё влияние, петь стали чуть приличнее (эта извечная беда с солистами, которых не заставишь распеться перед спектаклем), и поведение героев на сцене стало чуть более комическим. В общем, воспринималось уже получше.
К третьему действию и вовсе распелись, и можно было бы уже получить удовольствие, как тут случилась новая засада: все герои бродили по сцене, гипотетическому саду, представленному свисающими откуда-то сверху кривыми светодиодными трубками красного цвета, и при этом герои с головой были укутаны в красные же накидки.
Ну да, там всё по сюжету подстраивалось для того, чтобы запутать графа, но не зрителя же. Местами хотелось знать, кому из персонажей, то есть из этих восьми непонятных фигур, принадлежит та или иная фраза.
Можно было, конечно, откинуться на спинку стула и наслаждаться ансамблем, но... не удалось :-)
Итого, общие впечатления.
Постановка мне в целом не понравилась.
Во-первых, с Моцартом у меня картинка никак не монтируется. Даже если уговорить себя, что это всё шарж.
Во-вторых, сценография очень бедная. Не порадовали ни декорации, ни костюмы, ни игра артистов, которые в половине сцен, казалось, не знали, куда себя девать.
Вообще картинка получилась довольно тусклой и бедной, что навевало мысли о маленьком бюджете постановки :-)
Уж по крайней мере после прошлогодней ослепительной премьеры в Михайловском же "Волшебной флейты" (эх, я про неё так и не написала) хотелось надеяться на что-то столь же яркое.
И даже на полноценную режоперу тоже не тянет :-)
Ну и теперь у питерского зрителя есть две альтернативы: пропахшая нафталином постановка Мариинского театра (вообще она довольно свежая - 1998 года, но это не помешало), или этот вот креатив в Михайловском.
Как говорится, мышки плакали и кололись, но продолжали жрать кактус...