Даешь трактор!

Nov 02, 2015 20:50



- Значит, скоро на Марс?
- В известном смысле.
- В этой пятилетке у нас по плану?
У Карташова застыла ложка с икрой.
- Послушайте, молодой человек, - шепотом произнес он и стал размахивать ложкой. - Вы знаете, что такое подобный полет? Вы себе представляете? Для этого... - У него не нашлось слов, он задохнулся и бросил ложку. Вскочил. Сел. Снова вскочил.
- Оглянитесь вокруг! Ведь мы только начинаем! Чем мы работаем? Грабарками и лопатами? Экскаваторами, купленными за границей? А ведь это только металлургический комбинат! А вы знаете, что нужно для межпланетной ракеты? В первую очередь - промышленный потенциал! Промышленная культура нужна! Ракета - это не трактор и не трамвай! Ракета - это ракета!
                                                                                                  Диалог в бараке на стройке Магнитки. Укрощение огня. 1972

Мне всегда нравился вышеприведенный фрагмент из фильма.  Он хорошо показывает, с какого уровня нам приходилось начинать, каких трудов стоила индустриализация, а также то, что без нее не было бы и Космоса. Кстати, фрагмент практически  документальный. Исаев ( разработчик наших двигателей и консультант фильма) просто описал фрагмент своей биографии. Как он молодым рабочим поехал строить Магнитку. И диалог в бараке с икрой действительно был. Также я давно пытался разобрать какой-нибудь ключевой момент  индустриализации.  Попробовать понять, что стояло за строгими и равнодушными цифрами статистки, хотел постараться понять дух тех лет, какие были тогда проблемы.  Ведь скачок, который сделала страна, за те годы, невозможно переоценить.

Я всегда думал, что попробую это сделать на примере КМК (Кузнецкого металлургического комбината)  но судьба рассудила иначе.  Она дала в руки материал на не менее интересную стройку. А в истории индустриализации и куда более важную. Речь о Сталинградском тракторном заводе.   Мне в руки попала небольшая книга, выпущенная более 80 лет назад  типографией «Советская литература».  Называется просто: «Что я видел в Америке. Что я сделал в СССР». Автор инженер Шейнман.




Время ее не пощадило.  Потрепанная и исписанная ручкой. Но это не уменьшило ее информационную ценность. Можно было бы, конечно, ее отсканировать, сконвертить в пдф и она бы осталась где-нибудь в глубинах файловых серверов, дожидаясь своих редких читателей. Но я решил попробовать сделать иначе. Тщательно ее отсканировать, распознать, снабдить аутентичными иллюстрациями высокого качества, а также своим комментарием. Чтобы лучше можно было понять, что означают те или иные строчки.  Вот и постараюсь этим заняться, выкладывая по главе из книги.
Для начала, немного истории и почему так важен именно Сталинградский тракторный завод для истории советской индустриализации.
По сути, его история началась 23 марта 1919 года на 8 съезде РКП(б). На этом съезде Ленин заметил, что стране явно не хватает механизации. Особенно ее не хватало крестьянам. Вот если бы дать этим крестьянам 100 000 тракторов то крестьяне, на этих тракторах, мигом построят в стране коммунизм. Это была чистой воды мечта - 100 тысяч тракторов стране Советов. Даже цифра в 100 тыс. тракторов явно была взята с потолка, так как тогда казалась совершенно фантастической. Тогда, во всей стране, тракторов было едва ли сотая часть от этой цифры.
  Но мечта была озвучена и отечественная промышленность честно попробовала ее выполнить. Тракторы пытались делать на самых разнообразных предприятиях. Но даже серьезные заводы вроде Путиловского или Харьковского паровозостроительного смогли наладить серийность в несколько сотен тракторов год.  При таких темпах, для исполнения мечты, могли потребоваться десятки лет.
  Нужно было предпринять более решительные меры. Именно поэтому было решено закупить в США  проект завода производительностью в десятки тысяч тракторов в год. Это и был Сталинградский тракторный завод.  Он стал первым заводом мирового уровня, построенным с нуля  в СССР. Именно на нем нарабатывался опыт по постройки подобных заводов, а главное их  пуска.     Аппетит приходит во время еды,  когда СТЗ уже строился,  были заказаны Челябинский тракторный завод, Харьковский тракторный завод и Горьковский автомобильный. На Путиловском также было решено пустить конвейерную линию.

Да и СТЗ заметно вырос, по сравнению с начальным планом.  Изначально хотели закупить завод серийностью в 10 000 тракторов в год, но заказали в 40 000 тракторов год. Причем и тракторы были выбраны уже другие. Изначально хотели наладить производство тракторов Маккормик Интернационал 10/20. То есть 20 л.с на двигателе и 10 л.с на крюке. Но к производству была выбрана более мощная модель 15/30. Соответственно цена завода изменилась с  35 млн рублей до 76, 5 млн рублей. Цена одного трактора должна была составить 2.5 тыс рублей.

Основные цеха завода начали строиться в 1929 году. Помогать в пуске должны были иностранные специалисты.  Также многих наших инженеров отправили для стажировки в США. Одним из них и был автор данной книги. Он пробыл в США около года. Уехав осенью 1929 года, а вернувшись на завод осенью 1930 года.  Книга, по сути, состоит из двух частей. Наблюдениями над США конца 20х  и собственного личного опыта автора по пуску СТЗ. И, если честно, я до сих пор не могу сказать какая, из частей интереснее. Наблюдения над США в последние спокойные годы перед великой депрессией интересны уже тем, что хоть автор и наш соотечественник, но мир тех США сейчас куда понятнее нам, а не ему.  Ну а вторая часть интересна хотя бы тем, что просто в мире нет другой книги где подробно описываются все проблемы с которыми столкнулись инженеры при пуске СТЗ ( точнее, я такой книги не знаю). Причем просто из-за того, что многие не понимали, что же такое серийный завод такой мощности.

С моим введением можно уже заканчивать. Следующий шаг введение в саму книгу

Предисловие http://pilot-pirks.livejournal.com/97510.html

Первая глава
Дорожные испытания. Роттердам-город велосипедистов. Нас осматривают как новобранцев. Это и есть Нью-Йорк!
http://pilot-pirks.livejournal.com/97756.html

Вторая глава
Два дня в автобусе. Кузница Джон Дира. Инженеры, мастера, рабочие. Что значит в английском языке частичка „оф“. „В каком банке вы имеете ‚,сейвинг?”`
http://pilot-pirks.livejournal.com/97915.html
http://pilot-pirks.livejournal.com/98254.html

Третья глава
Заводы. Кейса и Алис-Чальмерс. Я начинаю уважать миллиметр. Производственные секреты на американских предприятиях. Конвейеры и автоматы.
http://pilot-pirks.livejournal.com/98873.html
http://pilot-pirks.livejournal.com/99367.html

Четвертая глава
Как изготовлять кузнечные штампы? Американцы любят фрукты. Кафетерии. "Сервис". Электрические машинки в быту.
http://pilot-pirks.livejournal.com/99736.html
http://pilot-pirks.livejournal.com/100048.html

Пятая глава
„Форд-моторо Ко.“ Полисмены. департамент чистоты. „Увечье слишком дорого обходится фирме“.

http://pilot-pirks.livejournal.com/100320.html
http://pilot-pirks.livejournal.com/100552.html

Шестая глава
Безработные стоят наготове. Лучшая в мире спецодежда. Торопят ли у Форда? Негры в Америке.

https://pilot-pirks.livejournal.com/100828.html
https://pilot-pirks.livejournal.com/100924.html

Седьмая глава
Образец того, как не нужно расставлять оборудование. Обмороки в кузнице. Я штампую распределительный валик. Должен ли инженер работать на механизмах? Учет и рационализация у Форда.

https://pilot-pirks.livejournal.com/101360.html
https://pilot-pirks.livejournal.com/101481.html

Восьмая глава
Мы приобретаем автомобили. Американские развлечения. Перевыборы ‚‚плохого“ мэра.

https://pilot-pirks.livejournal.com/101727.html
https://pilot-pirks.livejournal.com/102244.html

Девятая глава
В автомобиле по Америке. Завод-автомат Смита. Здесь перевыполняют фордовскую норму. Завод в хризантемах. Начало кризиса.

https://pilot-pirks.livejournal.com/102625.html
https://pilot-pirks.livejournal.com/103406.html
https://pilot-pirks.livejournal.com/103518.html

Дополнение к тексту. Несколько слов от меня про СТЗ
https://pilot-pirks.livejournal.com/103854.html

Десятая глава
Что за год изменилось в СССР? Сталинградский тракторный завод. Первый трактор. Мы составляем график.
https://pilot-pirks.livejournal.com/103942.html
https://pilot-pirks.livejournal.com/104217.html

Одинадцатая глава
Рабочий день в цехе. Где же склад сталей? Телеги и автокары. Совещания при заводоуправпении.
https://pilot-pirks.livejournal.com/104465.html
https://pilot-pirks.livejournal.com/104919.html

Двенадцатая глава
Цех замерзает. Начальники Цеха. Американцы. Как мы добились выполнения проектных норм.
https://pilot-pirks.livejournal.com/105447.html

Тринадцатая глава
Будни цеха. Почему «текут» рабочие? Конструктор не должен бояться запачкаться.

https://pilot-pirks.livejournal.com/105898.html
https://pilot-pirks.livejournal.com/105992.html

Четырнадцатая глава
Кузница дышит полной грудью. Нам уже не нужно много американцев. Письмо тов. Сталину. В чем героизм нашей молодежи?

https://pilot-pirks.livejournal.com/106392.html

Послесловие
https://pilot-pirks.livejournal.com/106662.html

P.S Эта работа вовсе не означает остановку работы над «Луной». Там все идет по плану. Просто пока «Венера» еще не вышла из печати, у меня есть некоторое окно. Потом мне будет очень трудно вернуться к этому вопросу. И все пришлось бы отложить минимум на полгода.

СТЗ, трактор, Что я видел в Америке что сделал в СССР, книга, история

Previous post Next post
Up