Начало здесь:
http://pikkuvesi.livejournal.com/96837.html Единственный снимок этого моста, который удалось добыть в Сети, это немецкий военный аэрофотоснимок
http://www.wwii-photos-maps.com/targetrussia/citynamesbeginnings/citynames-scha-schu/slides/Schimsk%20%20033.htmlНа нём чётко видны 2 моста по 4 пролёта.
Вот как выглядит сейчас левобережный устой:
Вроде бы, всё верно: малая насыпь подходит к малому устою, предположительно, старому, оставшемуся от узкоколейки, а большая - к большому, широкой колеи.
Вверх по течению от устоя отходит тупиковая дамба, укреплённая крупными камнями. Её тоже хорошо видно на немецком снимке:
Но оба устоя моста выдаются в реку одинаково
и явно меньше, чем на немецком снимке, в особенности это касается верхнего, малого устоя.
Камни нижнего устоя скреплены серым цементом,
а верхнего - розовым:
Тут мы подходим к третьей загадке моста (первые две - разводной пролёт и время подрыва - означены в предыдущем посте): оба устоя скреплены разным цементным раствором, но именно цементным. Причём, по мнению специалистов, которым я показывал образцы, это было в 1930-х годах, и качество его весьма посредственное (это я и сам заметил, иначе мне не удалось бы отломить образцы голыми руками). А в 19 веке в России применялся исключительно известковый раствор. Стало быть, ни один из береговых устоев не мог быть первоначальной постройки. Значит, мост перестраивали и, скорее всего, не одновременно с перешивкой, а позднее. Может, и правда в 1935-м?
Уточнение: в 1939-м
http://shimsk.ru/index.php?topic=7.45 (сообщение №46)
На правом берегу к верхнему устою подходит высокая насыпь, а к нижнему… ничего!
Зато сам верхний устой разобран до основания, причём совсем недавно:(