Начало здесь:
http://pikkuvesi.livejournal.com/94833.htmlhttp://pikkuvesi.livejournal.com/95064.htmlhttp://pikkuvesi.livejournal.com/95241.htmlhttp://pikkuvesi.livejournal.com/95889.htmlhttp://pikkuvesi.livejournal.com/96299.htmlhttp://pikkuvesi.livejournal.com/96640.html Ну, лето - это условно. В длинные выходные ноября мы снова посетили благословенный Ильменский край и выяснили некоторые подробности относительно бывшей железной дороги
Новгород - Шимск - Старая Русса. Мы познакомились с автором книги "Чугунка, которой нет" Анатолием Михайловичем Васильковым и его сыном Павлом, тоже участвовавшим в создании этой книги. Получив книгу из рук автора, читаем и наслаждаемся. Но и вопросы возникают.
Во-первых, колея 1067мм или ровно полсажени. Вроде бы, сажень - русская мера, и родиться такая колея могла лишь в России, на что и указывает сайт
http://transporter77.siteeditworld.com/home где даётся несколько версий происхождения этой колеи и её названия. А
http://ru.wikipedia.7val.com/wiki/Капская_колея называет автором колеи Карла Пихла, а название Капская колея от Капской провинции, где эта колея применялась с 1873 года.
Так или иначе, но дороги этой колеи на 112 тысяч километров, в основном в Африке и Японии. Может, сажень тут ни при чём, а 1067мм - это 42 дюйма или 3,5 фута?
Любопытно, что на Соловецких островах, где в 1923 году начали строить узкоколейную железную дорогу шириной колеи 750мм, после перешивки
Новгородской дороги на широкую колею получили с неё не только рельсы, но и подвижной состав и начали перешивку Соловецкой дороги на Капскую колею.
Ещё одна загадка: оказывается, железнодорожный мост через Шелонь в Шимске кроме 4 неразводных пролётов имел ещё и 5-й, разводной. И длина его вдвое меньше неразводных. Но на немецком военном снимке
http://www.wwii-photos-maps.com/targetrussia/citynamesbeginnings/citynames-scha-schu/slides/Schimsk%20%20033.html (спасибо за ссылку,
schelkunov) пролётов только 4 (тема для подводных археологов).