Когда на Кипре берем в прокат машину в привычной нам компании Hertz, то подписываем специальную бумагу, в которой написано, что нас 10 раз предупредили об опасностях на турецкой части острова. Что никакие страховки там не работают, что все наши проблемы на той территории будут только нашими. Мне всегда в этот момент хочется сказать что-нибудь вроде: "Не были вы в России, ребята!"
С легким волнением мы переехали через КПП и покатили по турецким дорогам. Они были хуже, но не намного. Всяких там джигитов было даже меньше. Наш путь лежал в замок святого Иллариона, и довольно скоро мы уже искали пятачок на горной дороге, поскольку на крохотной парковке мест не было.
Но замок, безусловно, стоил того, чтобы сюда ехать. Он напоминает мощное гнездо, закрепленное на вершине неприступной скалы.
Точная дата его постройки не известна, ориентировочно, это X век. Замок был построен чтобы не прозевать, а вовремя заметить арабов, совершавших набеги на Кипр в VII - X веках.
Замок Святого Иллариона назван в честь Иллариона Великого, который был основателем монашества в Палестине и умер близ Пафоса примерно в 371 году н.э. Вначале на месте замка был монашеский скит, затем капелла, а крепость появилась значительно позже. Во времена завоевания Кипра Ричардом Львиное Сердце оборонявшиеся в крепости войска выдержали осаду крестоносцев, однако cдались по приказу императора Кипра, захваченного Ричардом в плен. Невозможно даже представить, как можно овладеть этой крепостью, большинство стен которой было продолжением отвесных и неприступных скал. Во времена правления Лузиньянов крепость служила летней резиденцией королевскому семейству. В средневековье здесь проводились рыцарские турниры.
Он состоит из трех частей: самую нижнюю часть занимали склады, казармы и даже конюшни, в средней части были расположены королевские апартаменты, церковь и трапезная. Сохранившийся фрагмент византийской церкви.
Мне показалось, что дыхание времени здесь чувствуется гораздо сильнее, чем в более ранних прибрежных памятниках римского или древнегреческого периодов. Серый грубый обветренный камень просто дышит суровым средневековьем.
Турки, в отличие от киприотов, которые тоже не так давно стали следить за своими древностями, никаких особых чувств к околохристианским реликвиям не испытывают. Во многих местах замка лежит мусор, на одной из сторон смотровой площадки поручни держались исключительно на честном слове. За ними, правда, была не пропасть, но даже упав с метровой высоты, можно много чего себе поломать. Впрочем, мест, где можно себе что-то повредить, было хоть отбавляй. К башне Джона, например, вела груда больших разной высоты камней, косые стороны которых были отполированы ногами. Но о ней чуть позже.
Из окон и площадок замка открывались потрясающие виды. В путеводителе было написано, что зимой в хорошую погоду можно увидеть турецкий берег, на которое смотрит северное побережье Кипра. Мы этот берег отчетливо разглядели в июле.
Это - Кирения или Гирне на турецкий манер. Тоже очень древний город с богатой историей. О ней как-нить тоже расскажу.
Замок повидал немало трагедий, горя, слёз и скорби - на то он и был замком, фортификационным сооружением, пережившим многих правителей, повидавшим сотни и сотни смертей своих защитников. Но одна из историй, произошедшая в стенах замка, действительно производит неизгладимое впечатление. История эта произошла с принцем Джоном, братом короля Кипра Питера Первого. Принц и его семья поселились в покоях замка Святого Иллариона для того, чтобы защитить себя от нападений генуэзцев. Джон стал жертвой интриги королевы Элеоноры, жены Питера Первого, сообщившей ему, что его личная охрана готовит против него заговор. Искренне огорчённый этой новостью Джон по очереди вызывал к себе своих верных слуг и одного за другим выбрасывал из окна своих покоев. Кстати, в некоторых источниках говорится, что все они были болгарами. Только последний из охранников убедил принца, что он ни в чем не виноват и остался жив. Позднее принц приехал к Элеоноре без своей охраны и был убит ее испанским телохранителем. Это случилось вот в этой башне, ныне именуемой Башня Принца Джона.
Но до сих пор сохранились в замке и более романтические места. Лузиньяны построили новый дворец, который стал излюбленной резиденцией для семьи их Королевских Высочеств.
Уцелело окно королевы, возле которого, конечно, всем нужно сфотографироваться. Даже сильно уставшим королевам. Хотя постоять возле этого окна, посмотреть на мыс, который легко увидеть на любой карте Кипра, послушать, как свистит ветер о старые камни, попытаться представить, что тут происходило сотни лет тому назад, очень интересно.Если будете на Кипре, обязательно постарайтесь сюда попасть. С хорошим путеводителем, потому что сопровождающих надписей почти нет. Здесь многое «торкает».Обязательно возьмите хорошую обувь на низкой подошве. Подвернуть или растянуть здесь ногу ничего не стоит, а вот спускать вас с самого высокого уровня будет очень и очень не просто. Никаких пандусов и лифтов тут нет. Мы не так много видели древних замков, но этот нам показался самым интересным и удивительным!