Мне всегда интересно узнать как появляется какой-нибудь товар или продукт. Поэтому на призыв посетить какое-нибудь предприятие я обычно соглашаюсь, а уж если речь идёт об уникальном производстве - сам напрашиваюсь. Жаль, такие "промышленные экскурсии" крайне редки. Например, ранее я уже показывал как появляется
елочная игрушка,
городецкий пряник или
тепло в доме.
Но вот недавно мне реально повезло. Питерским блогерам из
spbblog показали как рождается фарфор, да не простой, а императорский. Предприятие уникальное и люди на нем работают такие же. Кстати, много интересных и редких профессий. Но обо всем по-порядку.
Произведения Императорского фарфорового завода (ИФЗ) входят в сокровищницу мирового фарфора и представлены в коллекциях лучших музеев мира. Именно здесь талантливый русский ученый Дмитрий Виноградов открыл секрет изготовления "белого золота". Он впервые в истории керамики составил научное описание фарфорового производства, близкое к новейшим понятиям керамической химии. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому.
Завод создан в 1744-м году - на целое двадцатилетие раньше Эрмитажа и по указу императрицы Елизаветы. Сегодня на заводе работает 1174 работников, из них непосредственно на производстве 900 человек. Есть на заводе и свои династии.
Наверное, у каждого петербуржца, да и у многих россиян, дома есть чашечка с знаменитой кобальтовой сеткой, статуэтка или ещё что-то сделанное мастерицами ИФЗ. Здесь работают уникальные люди очень редких профессий с такими певучими названиями, например “живописец-штамповщик”, “формовщик художественного литья”, “восковщик”, “формовщик ручной формовки”, “модельщик выплавляемых изделий”. Примечательно, что научиться редкому мастерству можно непосредственно на предприятии. Зарплата в пределах 24 тысяч рублей, выполняя отливку изделий средней сложности, оправку, отделку поверхности изделий. При этом после прохождения обучения работник получит премию и повышение заработной платы. Вот так! За вакансиями завода сюда -
HeadHunter.
Фарфор придумали китайцы еще в 6 веке и долгое время тщательно хранили секрет. Поэтому каждая страна открывала тайну "белого золота" самостоятельно. Ингредиенты фарфора не секрет: обычно его получают высокотемпературным обжигом крупнодисперсной смеси каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины. Главный секрет в пропорциях. Поэтому каждый фарфор уникален и свой точный рецепт никто из производителей не разглашает.
В Литейно-формовочном цеху на полках лежит очень много разного размера со странными подписями.
Знакомьтесь. Поступкина Дина Николаевна. Она отливщик фарфоровых изделий высшей категории. Ее задача - заливать гипсовые формы, которые в шутку называют "черепами" шликером. За счет того, что гипс впитывает влагу, в форме происходит набор черепка определенной толщины, после чего остатки шликера сливаются. Форма раскрывается и из нее извлекается пока еще хрупкое изделие, которое подлежит оправке и последующей сушке.
Общеизвестный факт - фарфор отстаивается в "черепах" от 2 до 30 минут, затем изделие достается из формы и зачищается с помощью кисточек. Дина Николаевна охотно берет в ученики - на обучение уходит в среднем около полугода.
А вот и готовый петушок. Кстати, по китайскому (восточному) календарю следующий год - год Петуха и наступит он 28 января.
Например, норма на одного мастера в месяц - 500 петушков. И это только петушков.
И так форму за формой.
У каждой формы свое время отстоя.
Затем корректировка изделия кисточкой.
Это новинка прошлого года - обезьяна. Сейчас же идет год Красной Огненной Обезьяны. Также на ИФЗ делают другую сезонную праздничную продукцию: пасхальные яйца, новогодние шары и т.д.
Далее изделия отправляются на обжиг в печь.
А мы заглянули еще в один цех, где работают с большими формами. Здесь требуется сила, чтобы тягать "черепа" с медведями и вазами другими изделиями больших размеров. Так как на заводе преимущественно работают женщины, ИФЗ нуждается в мужской силе, особенно в цехе отливки крупных форм. Принцип работы здесь такой же как описан выше, но только размеры и вес продукции значительно отличается.
Ольга Рудольфовна Михайлова показала нам как здесь делают литые или составные. Составными называются изделия, которые отливаются из нескольких деталей и скрепляются более густой фарфоровой массой.
Вот, например, этот медведь отливается практически целиком. Лишь одна задняя правая лапка приклеивается.
Теперь ему необходимо отстояться.
Наша команда экскурсантов в рамках проекта
#закулисьепрофессий полностью увлечена постижением магии фарфорового мира. Спасибо за кампанию
bagira_87,
kareliya_piter и
olegkolobov.
Какие формы :)
А вот и печи, в которых изделия обжигаются. Прочность фарфора достигается за счет высокой температуры обжига вначале «утильного» - до 900°С в течение 24 часов, а после глазурования - «политого», при температуре 1380-1430°С до двух и более суток. При обжиге фарфор на 1/7 дает усадку, что необходимо учитывать при создании форм.
Роспись фарфора.
Так выглядит Кобальтовая сетка. Примечательно, что изначально сетка черного цвета. Потом изделия отправляются в печь и сеточка становится синей.
Потом такими желатиновыми штампиками наносят на изделия непростой рисунок, а золотой. Руками. Каждый узор. На блюдце - 196 штампов, на тарелку - 224. За смену мастер должен сделать минимум 35 комплектов (чашка+блюдце).
Звездочки из 22-х каратного золота. В него добавляют лавандовое масло. Для того, чтобы дольше не застывало. Если рисунок не получился его просто стирают салфетками. А все салфетки потом, что...? Правильно! Сдаются под роспись.
А хранится золото где? Правильно - в настоящей золотой кладовой. :)
Эта роспись впервые украсила фарфор в 1945 году, и стала классикой декораторского искусства и фирменным, отличительным знаком тогда Ломоносовского фарфорового завода, а теперь Императорского фарфорового завода, мастером которого и была создана. Знаменитый узор придумала художница Анна Яцкевич.
А вот и те самые петушки - символы грядущего года. Уже готовы.
Процесс изготовления фарфоровых изделий весьма сложен. К примеру, чтобы получить одну готовую чашку, необходимо выполнить до 80 технологических операций. В целом, на заводе сохранена основа технологии производства классического фарфора.
Здесь мастера очень любят цветы. И некоторые места похожи на настоящие оранжереи.
Поехали дальше.
При декорировании изделий также применяется деколь - она похожа на обычную переводную картинку, только напечатанная керамическими красками на гуммированной бумаге и сверху покрытая специальным лаком. При обжиге уже декорированного изделия пленка выгорает, а краски спекаются с глазурью, и на поверхности фарфора остается рисунок.
Вот такими листами приходит к мастерам деколь.
Картинку следует намочить и аккуратно перенести на чашку...
или блюдце.
Быстро и красиво. Но нужна сноровка, аккуратность и внимательность.
В конце 60-х годов прошлого века на заводе появились удивительно тонкие и изящные чашечки. От обычного фарфора они отличались повышенной белизной, тончайшим слоем глазури, и той воздушностью, которая была свойственна знаменитому сорту старинного китайского фарфора под названием "яичная скорлупа". При легком постукивании, изделия отзывались приятным и мелодичным звоном. Несмотря на свою видимую хрупкость, этот фарфор обладал повышенной механической прочностью. Состав сырья для костяного фарфора технологи завода подбирали методом проб и ошибок. Особенностью состава этого фарфора было то, что в него добавляют золу костяной муки из берцовых костей крупного рогатого скота. Именно это делает костяной фарфор более тонким и прозрачным.
Нанесение глазури. Вот теперь вы знаете, что весь костяной фарфор изначально фиолетового цвета.
Дело в том, что перед нанесением глазури в нее добавляют обыкновенные чернила (чтобы видно было ровно она легла на изделие или нет). В последствии при обжиге чернила выгорают и изделия опять становятся белыми и теперь уже блестящими.
Качество превыше всего.
Фарфор проверяют сразу на нескольких этапах.
Для этого есть специальные нормативы и таблицы.
А это и есть глазурь.
Бокалы рождаются без ручек.
Их делают отдельно.
А потом аккуратненько приклеивают.
Это машина по производству чашек. Она и заливает шликер в форму и выдавливает (а вернее высасывает) излишки массы.
На первом этаже завода расположен магазин. Здесь можно купить сувениры на память.
Кстати, при заводе работает музей и регулярно проводятся экскурсии. Можно прекрасно и с пользой провести время.