Блокада. Взгляд следопыта. Часть I/I. Финская увертюра.

Jan 22, 2015 22:19




Автор на развалинах одного из бункеров «Линии Маннергейма».


Все сооружения Линии Маннергейма тщательно маскировались. Бункер с первого фото в 1939-м году выглядел примерно так.

Моё увлечение - поиск, иными словами, я следопыт и военный археолог. Занимаюсь, в основном, ленинградской эпопеей. Во время поисковых работ мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда практика раскопок приходит в противоречие с «книжной» историей.

К примеру, по книгам выходит, что в районе N происходила эпическая, иначе не скажешь, битва. А на местности её следов обнаружить не удается, несмотря на тщательную подготовку, приличный опыт и самое современное оборудование.

Или, напротив, в забытом Богом диком уголке обнаруживаются следы свирепого боя, упоминаний о котором нет в литературе. Так же не гладко, порой, дело обстоит и с официальными документами той поры.

Плюс к этому, история Битвы за Ленинград  в своём традиционном формате хранит массу недомолвок и нестыковок.

Как получилось, что Ленинград уже через два месяца после начала войны стал передним краем?
Почему блокада длилась так долго, а попытки её снять срывались три года?
Почему Гитлер не взял город? Почему СССР не сдал город Гитлеру?
Почему, во имя чего, такие колоссальные жертвы?

Всё это заставило меня взяться за перо, а точнее за клавиатуру. Что из этого выйдет, посмотрим. Я постараюсь поделиться с вами своими наиболее взвешенными и проверенными наблюдениями.

Итак, Блокада. Взгляд следопыта.


Часть I/I. Финская увертюра.

«Блокадная дуга» была восславлена поэтами и даже отлита скульпторами в железобетоне ещё в советские времена, а вообще-то, блокада подразумевает окружение, круг, кольцо. Юго-западную часть блокадного кольца сформировали немцы, а с Востока город прикрыла Ладога.

А вот за северную часть блокадного кольца отвечают финны. При этом Финляндия не входила в число государств Оси - военно-политического союза, сплотившегося вокруг нацисткой Германии.
И «22-го июня, ровно в 4 часа», как поётся в народной песне, Финляндия на нас не нападала. Так как же так вышло? Откуда взялся финский сектор блокадного кольца Ленинграда? В поисках ответа придется «отмотать» время на несколько веков назад.

Первый раз остановимся во временах петровских - дальше заглядывать - смысла нет. В 1700-1721 годах Россия вела войну со Швецией, известную как Северная. В результате войны Россия вышла к Балтийскому морю и завоевала господство в северо-западном регионе.

До этой войны, Финляндия являлась, грубо говоря, провинцией или полуколонией Швеции, захваченной ею ещё во времена крестовых походов. Царь Петр, прорубая то самое Окно в Европу прихватил и часть Финляндии по Выборг.

Шведы, хоть до этой войны и царили на Северо-Западе, вынуждены были смириться. Веские основания у них были, например успешные (под двадцать тысяч тогдашних «морпехов») десанты сподвижника Петра I Фёдора Матвеевича Апраксина, высаженные к Стокгольму, которые разорили шведские побережье и подорвали промышленность. Постепенно Российская Империя отжала остатки Финляндии у прежних «западных покровителей».

Уже в 1809 году Финляндия стала Великим Княжеством Финляндским «и присоединяется навсегда к Российской Империи» как веско заметил император Александр I. Произошло действо без особых сражений и кровопролитий. Однако, телом войдя в состав России,  душу Финляндия оставила на Западе.

Финские столицы, в те времена Або (нынешнее Турку), а позже Гельсингфорс (нынешее Хельсинки) оставались шведско-язычными прозападными городами. Широчайшая (реально) автономия, вплоть до календаря, не совпадавшего с имперским, сохранение шведских законов и обычаев новыми властями только законсервировали эту ситуацию. Финляндия плохо ассимилировалась и так и не стала органичной частью России.

Минуло ещё 100 лет и в России начался революционный бардак 1917-го года, Финляндия, естественно «отвалилась». Тогда происходило много чего интересного, я обязательно вернусь к этому. Железнодорожные «финские» приключения  Владимира Ильича Ленина, его декрет «двойного назначения» о независимости Финляндии и похождения Карла Густава Эмиля Маннергейма, тогдашнего аналога Агента 007 и «нашего» Джохара Дудаева в одном флаконе, заслуживают отдельной саги.

У обеих стран после «отвала» Финляндии (в которой, кстати, ещё была и своя гражданская война между красными и белыми финнами) остался некий осадок. Финны вроде освободились от гнета русского ведмеда и вернулись к свету западной цивилизации, но помнили, с кем связались, а Советская Россия завязала узелок на память о мятежной территории,  которая, при «проклятом царизме», как-никак,  а 100 лет с гаком пробыла как бы частью России.

К тому же, граница между Россией и Финляндией на Карельском перешейке в 1920-м году была проведена не по справедливости, «благодаря» грубому вмешательству Германии. Что стало, по сути, миной замедленного действия.

(Об этом я более подробно рассказал в цикле:
«Финны и форт Ино»: http://photonoid.livejournal.com/30832.html )

Следующие двадцать лет юной Советской России, а потом и Советскому Союзу, по-крупному, было не до финнов.

Важно отметить лишь ещё один момент. Во времена финской гражданской войны и последовавших пограничных стычек с революционной Россией, на территории Финляндии действовал немецкий военный экспедиционный корпус под командованием генерала Рюдигера фон Дер Гольца.

Он помог Финляндии провести зачистку местных «красных» и нервировал Петроград, не давая ему вмешаться в финские разборки. Так сформировалось первое Kampfbruderschaft (Камфбрудершафт) - боевое братство финнов и немцев.

Прошло двадцать лет и наступило время великого передела  - грозные 1930-е годы.

Иосиф Виссарионович решил прирезать обратно к территории Советского Союза мятежные провинции Российской Империи, утерянные в весёлое революционное времечко. Делал он это, под шумок мировых катаклизмов, как в своё время, Александр I, присоединивший Финляндию под аккомпанемент наполеоновских войн.

Операции по всей западной границе СССР прошли как по маслу, с храбрыми поляками или эстонцами, к примеру. С Финляндией ситуация была чуть «тоньше».

В Польше, в результате немецкого вторжения можно сказать, власти вообще уже не было, а в Финляндии существовало вполне законное и популярное правительство.

В Прибалтике существовала мощная «пятая колонна» рабочих, крестьян и профессиональных революционеров-большевиков, которые помогли СССР скинуть местные правительства, даже с соблюдением приличий, через демократические процедуры.

Невиданному разгулу прибалтийской народной демократии, конечно же, слегка способствовали и советские войска, как бы случайно оказавшиеся там. В Финляндии пятой колонны практически не было (зачищена) и советских «военных баз» тоже.

Какие были у Сталина пассивы в финляндском вопросе? Был второй по величине город СССР Ленинград, расположенный на границе со скорее  враждебным (старые счёты) государством Финляндией, тяготеющей  к нашим лютым врагам.

Граница с Финляндией проходила всего в двух километрах севернее Сестрорецка (в нынешнем Курортном районе Санкт-Петербурга).  Существовала также активная поддержка независимой Финляндии тогдашними нашими старинными врагами западными партнерами в лице Швеции (почитай страна-прародитель, метрополия Финляндии), Великобритании (наш тогдашний любимый враг, вспоминаем «наш ответ Чемберлену») и прочих, список которых с годами не изменился.

С учетом, что СССР тогда в одиночку противостоял «Планете всей» удар с территории Финляндии коалиции враждебных государств был вполне вероятен.

Для Ленинграда это означало уличные бои уже через неделю (максимум) после начала боевых действий. Причина банальна - на узенькую полоску земли между Ленинградом и финской границей просто физически нельзя запихать военную группировку, достаточную для обороны от огромной армады, которая для своего сосредоточения могла использовать всю территорию Финляндии.

Плюс к этому, до Ленинграда доставала бы и современная дальнобойная артиллерия, будучи таковая размещена у финской границы.

В скором будущем примерно так всё и произошло. Сталин был абсолютно прав, Ленинград нельзя было успешно оборонять при существовавшем начертании советско-финской границы.

Что же было в активе? Была «беглая» по результатам финской гражданской войны коммунистическая партия Финляндии на территории СССР.

Имелись обширные территории в Западной Карелии, на которые давно притязала Финляндия, и которые могли стать предметом обмена.

Также, как нам «недавно открыли глаза», между СССР и Германией был заключен секретный протокол к Пакту Молотова-Риббентропа. Согласно Протоколу, Финляндия объявлялась зоной жизненных интересов СССР, что избавляло Сталина от угрозы прямого военного вмешательства немцев в конфликт СССР с финнами..

Использованы фотографии финского военного архива "SA-Kuva"

Продолжение: http://photonoid.livejournal.com/2751.html

С неизменным уважением,

Ваш Photonoid




финская война, исторический очерк, финляндия, блокада Ленинграда, история петербурга, блокада, старая граница, военная история, история

Previous post Next post
Up
[]