Почему астронавты на Луне не могли отойти от космического корабля... 4-я часть

Nov 24, 2018 07:13


3-я часть здесь: ссылка (сегодня будет опубликована и 5-я часть в 12:00)

И камера, и проектор жёстко зафиксированы на одной небольшой платформе. Вес всей этой конструкции - более тонны.

Самое главное, для чего обязательно нужна юстировка положения камеры, заключается в следующем. Мы видим (см.рис.IV-7), что актёры и другие объекты, находящиеся перед камерой, отбрасывают на экран непрозрачные тени. При правильном совмещении проектора и камеры получается так, как будто источник света находится внутри съёмочной камеры, и тень прячется ровно за объектом. При смещении камеры относительно оптимального положения на несколько сантиметров, по краю объекта возникает ободок тени (рис.IV-9).



Рис.IV-9. Появление тени справа за пальцами вследствие неточного совмещения камеры и проектора

Увидеть эти отклонения вы сможете на фотографиях, размещённых в статье “Как мы снимали спектакль с помощью фронтпроекции” (ссылка скоро появится).

Почему мы так подробно описываем технологический процесс съемки всего нескольких простеньких планов из фильма «Космическая одиссея»? Да потому что именно эта технология создания комбинированных кадров была использована в лунных миссиях «Аполлонов».



Вы же понимаете, что не для того тратят целый год усилий, чтобы снять такие кинокадры для кф «Космическая одиссея 2001 года», как 6 чёрных свиней с хоботками (тапиров) пасутся на фоне горы (рис.III-4). И не для того сооружают в павильоне гигантскую съёмочную прецизионную конструкцию весом более тонны, чтобы в итоге отснять кадр, в котором несколько булыжников и костей лежат на фоне ничем не примечательного горного пейзажа (рис.III-5). На таких, казалось бы, проходных кадрах, на самом деле отрабатывается технология съёмки общих планов на «Луне».

Построение комбинированного кадра, снятого как бы на Луне, начинается с того, что камера жёстко выставляется относительно экрана, а затем начинается декорирование образовавшегося между ними пространства. Экран для фронтпроекции, как и экран в кинотеатре, вывешенный и закреплённый однажды, больше никуда не перемещается. Относительно середины экрана на расстоянии 27 метров от него устанавливается съёмочно-проекционная установка. В проектор помещают диапозитив с изображением лунной горы.

А дальше перед экраном насыпается грунт, по которому будут гулять и прыгать актёры-астронавты.

Проекционно-съёмочная установка находится на тележке и, в принципе, может перемещаться. Но делать какие-либо перемещения во время съёмок не имеет смысла. Ведь если тележка подъедет ближе к экрану, то уменьшится расстояние от проектора до экрана, и соответственно меньше станет размер лунной горы на фоне. А это недопустимо. Гора, до которой якобы 4 километра, не может уменьшаться в размерах при приближении к неё на два-три шага. Поэтому проекционно-съёмочная установка всегда находится на одном и том же удалении от экрана, 26-27 метров. И, чаще всего, она не установлена на грунт, а находится в подвешенном состоянии на операторском кране, чтобы объектив съёмочной камеры располагался на высоте примерно полутора метров, как бы на уровне фотоаппарата, прикреплённого на груди фотографа. Когда нужно создать эффект, что якобы фотограф подошёл поближе или сделал пару шагов в сторону, то двигается не съёмочный аппарат, а декорация. Для этого декорация устанавливается на подвижной платформе. Ширина этой платформы такова, что она может проезжать между камерой и экраном и даже смещаться под камеру.

Согласно легенде, астронавты на Луне делали не только статичные фотосессии среднеформатным фотоаппаратом Хасельблад, но ещё и снимали свои перемещения на 16-мм киноплёночную кинокамеру и фиксировали свои пробежки на телекамеру (рис.IV-10), которая была установлена на ровере, электромобиле.



Рис.IV-10. 16-мм плёночная кинокамера Маурер (слева) и телекамера LRV (справа), которые якобы использовались во время пребывания на Луне.

Попробуем определить расстояние от световозвращающего экрана до съёмочной телекамеры не по фотографиям, а по видео. Одно из таких видео из миссии Аполлон-17 мы уже приводили. Вначале астронавт стоит на дальней границе насыпного грунта, у экрана, буквально в полуторе-двух метрах от него (рис.47, слева). После нескольких шаркающих шагов он начинает вприпрыжку бежать в сторону телекамеры. Оператор, снимающий бегущего на него актёра, начинает делать отъезд с помощью зума, удерживая его примерно в одной и той же крупности. Подбежав к телекамере метра на полтора, актёр останавливает свой бег по прямой линии и поворачивает вправо (рис.IV-11, справа).



Рис.IV-11. Начало и конец пробежки на телекамеру.

За время этой пробежки актёр сделал 34 шага:  17 шагов правой ногой и 17 шагов левой ногой.  Первые 4 шага были не прыжки, а просто волочение ног по песку (утюжком), с целью расшевелить песок,  вызвать брызги песка из-под ног, с  перемещением ступни на 15-20 см.  Далее начинаются короткие прыжки с высотой подъема не более 15 см (как на Земле), причём основное перемещение происходит за счёт движения правой ноги вперёд на 60-70 см (рис.IV-12, слева) и пролёта в воздухе на 20-25 см, в то время как левая нога почти не выбрасывается вперед (максимум на полступни), а останавливает свой ход около правой ноги. Перемещение левой ноги вперёд во время прыжков не превышает 30-40 см (рис.IV-12, справа).



Рис.IV-12.  Перемещение правой ноги (левый рисунок) во время прыжка и левой ноги (правый рисунок)

ВИДЕО пробежки на телекамеру

Итого, перемещение за счёт движения правой и левой ноги составляет около 1,4 метра. Таких парных шажков-прыжков набралось 17, из чего следует, что актёр пробежал расстояние примерно 23 метра. Когда будете перепроверять расчёты, учтите, что первые два шага были почти на месте.

Актёр не может подойти вплотную к экрану. Поскольку экран зеркальный, а белый скафандр ярко освещён, то этот экран, как зеркало, начнет отражать свет, идущий от белого скафандра в камеру, и вокруг астронавта возникнет ореол, типа вот такого, что мы видели, в миссии Аполлон-12 (рис.IV-13).



Рис.IV-13. Миссия Аполлон-12. Аура вокруг белого скафандра из-за зеркального экрана на фоне.

Как минимум два метра должны отделять актёра от световозвращающего экрана.  Два метра от экрана до точки начала пробежки, 23 метра - путь прыжками до телекамеры, и полтора метра от телекамеры до финишной точки. Опять получается 26-27 метров. До той горы на фоне, что мы видим  в видеоролике, не 4 км от места съемки, а всего-навсего 27 метров, и высота горы не 2-2,5 км, а всего-то - 12 метров.

27 метров (90 футов) - это максимальное расстояние, на которое удалось Кубрику отодвинуть экран от места съёмки.  На большее - не хватало света.

Кубрик в интервью время от времени жаловался на нехватку света. Когда речь заходила о фронтпроекции, говорил, что не было возможности создать эффект солнечного дня на переднеплановых объектах. И если мы посмотрим на кадры пролога к «Космической одиссеи», то действительно, увидим, что декорация в павильоне (передняя часть кадра) всегда освещена верхним рассеянным светом (см., например, рис.IV-4, IV-5). Для этого в павильоне над декорацией было вывешено полторы тысячи маленьких лампочек RFL-2, объединенных в несколько секций (см.рис.III-2). По желанию можно было включать или выключать ту или иную секцию, чтобы больше или меньше высветить тот или иной участок декорации. И хотя боковыми прожекторами оператор пытался создать эффект заходящего солнца, в целом на всех кадрах пролога, где использована фронтпроекция, передний план всё время как бы находится в теневой части, и туда не попадают прямые лучи солнца. Такая информация распространялась специально. Специально Кубрик говорил, что нет такого мощного прибора, чтобы создать на площадке протяженностью в 90 футов эффект солнечного дня. Делал он это умышленно, поскольку понимал, что фильм «2001.Космическая одиссея» - это операция прикрытия для лунной аферы, и ни в коем случае нельзя раскрывать все технологические детали готовящейся лунной фальсификации, которая будет сниматься при имитации солнечного света в кадре.

К тому же съёмочная площадка, которую нужно высвечивать, была не такая уж и большая: 33,5 метра (110 футов) - ширина экрана и 27 метров (90 футов) - удаление от экрана.   По площади - это примерно 1/8 часть футбольного поля (рис.IV-14).



Рис.IV-14. Размеры футбольного поля по рекомендациям FIFA, цветом выделена 1/8 часть поля.

А мощные осветительные приборы существовали, но в кино они не применялись, это - зенитные прожектора (рис.IV-15).



Рис.IV-15. Зенитные прожектора над Гибралтаром во время учебной тревоги 20 ноября 1942 г.

Справедливости ради следует добавить, что самые мощные осветительные приборы, применяемые в кинопроизводстве - дуги интенсивного горения (ДИГи), происходят из военных разработок, например, КПД-50 - кинопрожектор дуговой с диаметром линзы Френеля 50 см (рис.IV-16).



Рис.IV-16. Фильм «Иван Васильевич меняет профессию». В кадре - КПД-50. На крайнем справа кадре осветитель подкручивает сзади осветительного прибора ручку подачи угля.

Во время работы осветительного прибора уголь постепенно сгорал. Для подачи угля имелся небольшой моторчик, который с помощью червячной передачи потихоньку подавал уголь вперёд. Поскольку уголь не всегда горел равномерно, осветителю время от времени приходилось подкручивать специальную ручку сзади осветительного прибора, чтобы сблизить или отодвинуть угли.

Есть осветительные приборы с диаметром линзы 90 см (рис.IV-17).



Рис.IV-17. Осветительный прибор КПД-90 (ДИГ «Метровик»). Мощность 16 кВт. СССР, 1970-е годы.

______________________________________________

[4] Фильм «Нападение людей-грибов» («Matango”), реж. Исиро Хонда, 1963 г., https://www.kinopoisk.ru/film/93489/

[5] Взято из статьи  2001: A Space Odyssey - The Dawn of Front Projection   http://www.thepropgallery.com/2001-a-space-odyssey-dawn-of-front-projection

[6] Журнал «American Cinematographer», июнь 1968 г. http://leonidkonovalov.ru/cinema/bibl/Odissey2001.pdf

Часть V.

ЗЕНИТНЫЕ ПРОЖЕКТОРА

В США серийно выпускались зенитные прожекторы с диаметр зеркала - 150 см (рис.V-1) для зенитных и морских прожекторных установок.



V

Рис.V-1. Зенитный прожектор США  в комплекте с генератором электроэнергии.

Аналогичные мобильные зенитные прожекторы с диаметром параболического зеркала 150 см выпускались и в СССР в 1938-1942 гг. Они устанавливались на автомобиле ЗИС-12 (рис.V-2) и, в первую очередь, предназначались для поиска, обнаружения, освещения и сопровождения самолётов противника.



Рис.V-2. Автомобильная прожекторная станция З-15-4Б на автомобиле ЗИС-12.

Световой поток прожектора станции З-15-4Б  мог выхватывать в ночном небе самолёт на удалении до 9-12 км. Источником света являлась электродуговая лампа с двумя угольными электродами, она обеспечивала силу света до 650 млн кандел (свечей). Длина положительного электрода около 60 см, продолжительность горения электродов составляла 75 минут, после чего требовалась замена сгоревших углей. Питание прибора могло осуществляться от стационарного источника тока, либо от передвижного генератора электроэнергии мощностью 20 кВт, причём потребляемая мощность непосредственно лампы составляла 4 кВт.

Конечно, у нас есть и более мощные прожектора, например, Б-200,  с диаметром зеркала 200 см и дальностью действия луча (в ясную погоду) до 30 км.

Но речь пойдёт о 150-сантиметровых зенитных прожекторах, поскольку именно они использовались в лунных миссиях.  Эти прожектора мы видим везде. Вот в начале фильма «Для всего человечества» («For all mankind») мы видим, как включают прожектора (рис.V-3, правый кадр), чтобы осветить стоящую на стартовом столе ракету (рис.V-4).



Рис.V-3. 150-см прожектор (слева) и кадр (справа) из фильма «Для всего человечества»



Рис.V-4. Ракета-носитель на стартовом столе освещена зенитными прожекторами

Принимая во внимание тот факт, что высота ракеты 110 метров, и мы видим лучи света (рис.V-4), можно оценить, с какого расстояния светят прожектора, - это примерно 150-200 метров.

Эти же прожектора мы видим и в павильоне, во время тренировок астронавтов (рис.V-5, V-6).



Рис.V-5. Тренировка экипажа Аполлон-11. В глубине - зенитный прожектор.



Рис.V-6. Тренировка в павильоне. В глубине зала - зенитный прожектор.

Основным источником излучения в электрической дуге является кратер положительного угля.

Дуга интенсивного горения отличается от простой дуги устройством электродов. Внутри  положительного угля, вдоль оси, высверливается цилиндрическое отверстие, которое заполняется фитилем - спрессованной массой, состоящей из смеси сажи и окиси редкоземельных металлов (тория, церия, лантана) (рис.V-7). Отрицательный электрод (уголь) дуги высокой интенсивности изготовляется из твердого материала без фитиля.



Рис.V-7. Уголь киносъёмочнй белопламенный для ДИГа.

При увеличении силы тока в цепи дуга дает большее количество света. Это объясняется главным образом увеличением диаметра кратера, яркость которого остается почти постоянной. В устье кратера образуется облако светящегося газа. Таким образом, в дуге интенсивного горения к чисто тепловому излучению кратера добавляется излучение паров редкоземельных металлов, входящих в состав фитиля. Общая яркость такой дуги в 5-б раз больше яркости дуги с чистыми углями.

Зная, что осевая сила света американского прожектора около 1.200.000.000 кандел, можно рассчитать, с какого расстояния один прожектор создаст освещенность, необходимую для киносъемки на диафрагме 1:8 или 1:5,6. На рисунке III-4 приведена таблица с рекомендациями фирмы Кодак для плёнки светочувствительностью 200 единиц. Для такой плёнки нужна освещенность 4 тысячи люкс при диафрагме 1:8. Для пленки чувствительностью 160 единиц требуется на 1/3 света больше, примерно 5100 лк. Прежде чем подставить эти значения в известную формулу Кеплера (рис.V-8), примем во внимание очень существенную поправку.



Рис.V-8. Формула Кеплера,  связывающая силу света и освещённость.

Чтобы хоть как-то сымитировать при киносъёмке лунную гравитацию, которая в 6 раз меньше, чем на Земле,  необходимо все объекты заставить опускаться на поверхность Луны (корень квадратный из 6) в 2,45 раз медленнее. Для этого при съёмке увеличивают скорость в 2,5 раза, чтобы при проекции получить замедленное действие. Соответственно вместо 24 кадров в секунду, съёмка должна производится со скоростью 60 к/с. И, следовательно, света для такой съёмки требуется в 2,5 раза больше, т.е. 12800 лк.

Согласно легенде, астронавты высаживались на Луну, когда, например, для миссии Аполлон-15 (с фотографии именно из этой миссии - рис.I-1 - начинается наша статья) высота подъёма солнца составляла 27-30°. Сответственно угол падения лучей, рассчитываемый как угол от нормали, будет около 60 градусов. При этом тень от астронавта будут в 2 раза длиннее его высоты (см. тот же рис.I-1).

Косинус 60 градусов равен 0,5. Тогда квадрат расстояния (по формуле Кеплера) будет вычислен как 1.200.000.000 х 0,5 / 12800 = 46875,

и соответственно расстояние будет равно квадратному корню из этого значения, т.е 216 метрам. Осветительный прибор может быть удалён от места съёмки примерно на 200 метров, и всё равно он будет создавать достаточный уровень освещённости.

Здесь следует учесть, что значение осевой силы света, приводимое в справочниках - это, как правило, максимально достижимое значение. На практике в большинстве случаев значение силы света получается несколько меньше, и прибор приходится для достижения необходимого уровня освещенности придвигать несколько ближе к объекту. Поэтому дистанция 216 метров - это лишь ориентировочное значение.

Тем не менее есть параметр, который позволяет вычислить расстояние до осветительного прибора с большой точностью. К этому параметру инженеры НАСА относились с особым вниманием, поскольку он может быть проверен экспериментально. Я имею в виду размытость тени в солнечный день. Дело в том, что солнце с физической точки зрения не является точечным источником света. Оно воспринимается нами как светящийся диск с угловым размером 0,5 °. Из-за этого параметра вокруг основной тени по мере удаления от предмета возникает контур полутени (рис.V-9).



Рис.V-9. У основания дерева тень резкая, но по мере увеличения расстояния от объекта до тени наблюдается размытие, полутень.

И в «лунных» снимках мы видим размытие тени по контуру (рис.V-10).



Рис. V-10. Тень от астронавта размывается по мере удаления.

Чтобы получить «естественность» размытия тени - как будто в солнечный день - светящееся тело осветительного прибора должно быть наблюдаемо точно под таким же углом, как и Солнце, в пол-градуса.

Поскольку в зенитном прожекторе для получения узкого пучка света используется параболическое зеркало диаметром полтора метра (рис.V-11), то нетрудно посчитать, что этот светящийся объект нужно удалить на 171 метр, чтобы он был виден с тем же угловым размером, что и Солнце.



Рис. V-11. Использование параболического отражателя для концентрации излучения.

Таким образом, можно с большой долей уверенности утверждать, что зенитный прожектор, имитирующий свет Солнца, находился в павильоне на удалении примерно 170 метров от объекта съёмки, если измерять дистанцию по прямой линии, от объекта до источника света.

Кроме того, нам понятны и мотивы, почему астронавты на так называемую на Луну высаживались на “рассвете”, при низком подъёме солнца над горизонтом (рис.V-12). Ведь это искусственное "Солнце" - осветительный прибор нужно было поднимать на определённую высоту.



Рис.V-12. Заявленная высота солнца над горизонтом при посадке на Луну

И дело не в том, как объясняют защитники НАСА, что с утра лунный грунт ещё не успел нагреться до температуры +120° (на самом деле реголит прогревается довольно быстро после восхода солнца, за несколько часов), единственная причина такого решения - трудность сооружения высокой мачты под осветительный прибор. При удалении прожектора на 170 метров от места съёмки приходится строить мачту высотой не менее 85 метров, чтобы сымитировать угол подъема солнца 27-30° (рис.V-13).



Рис.V-13.Зенитный прожектор устанавливался на мачте.

Кроме того, по одной стороне мачты должна двигаться лифтовая люлька с установленным на ней осветительным прибором, имитируя некоторое изменение высоты солнца за время пребывания астронавтов на Луне. С точки зрения кинопроизводства наиболее удобным вариантом является съёмка с низким «солнцем» над «лунным» горизонтом, например, как мы это видим в фотоальбомах "Аполлона-11" и "Аполлона-12" (рис.V-14 и рис.V-15).



Рис.V-14. Типичный снимок из фотоальбома "Аполлон-11" с длинными тенями.



Рис.V-15. Типичный снимок из фотоальбома "Аполлон-12" с длинными тенями.

При высоте подъёма Солнца над горизонтом в 18 градусов тень оказывается в 3 раза длиннее роста (высоты) астронавта. А высота, на которую нужно поднять осветительный прибор, будет составлять уже не 85, а только 52 метра.

При таком угле падения световой поток от прожектора распределяется на горизонтальной поверхности в виде вытянутого эллипса, что позволяет делать горизонтальные  панорамы влево-вправо, сохраняя ощущение единственного источника света.

Леонид Коновалов, продолжение следует.

Следующая часть, 5-я: ссылка

Предыдущая часть, 3-тья: ссылка

Примечание:

Фото с другим масштабом были сделаны с  применением макетов лунного модуля, ровера и куклой, изображающей астронавта.

Дополнение:

Видео стыковки американских модулей на орбите Луны, это макетная анимация, фактически кукольный мультфильм, смотрите: https://photo-vlad.livejournal.com/86276.html

Американцы никогда не были на Луне и я это докажу. Настоятельно рекомендую насафилитикам и прочим интеллектуально недостаточным пиндосолюбам не комментировать этот пост, не ознакомившись предварительно с данным материалом, иначе опять будете выглядеть очень глупо: Лунная афера: Хьюстон, у вас проблемы! https://photo-vlad.livejournal.com/4700.html

Этот блог целиком посвящён научному анализу американской фальсификации полётов на Луну: Лунная афера: Хьюстон, у вас проблемы!

Каталог всех статей журнала: https://photo-vlad.livejournal.com/33746.html

Чтобы сразу видеть мои свежие посты в своей ленте, пожалуйста, добавляйте мой блог в друзья и подписывайтесь на обновления. 

лунные фото, лунное видео

Previous post Next post
Up