*здесь продублирован пост, опубликованный на моём сайте*
*линк:
http://www.kuno.co.il/grammar *
Казалось бы, какая связь между первым и вторым? Сейчас объясню.
В сущности, я хочу поговорить о людях, которые очень любят исправлять чужие грамматические ошибки. Главное даже не то, что они любят исправлять, а то, что любят возмущаться. Пишут комментарий совершенно незнакомому человеку с истеричными возгласами "Доколе?!", "Как вы посмели?!" и "Исправьте немедленно!". Что меня поражает и одновременно возмущает в таких людях: они совершенно искренне считают, что если человек совершил грамматическую ошибку, то хамство с их стороны - допустимо. То есть на человека, написавшего "нравиться" вместо "нравится", или и вовсе сделавшего случайную опечатку, правила вежливости распространяться уже не должны.
Опечатку может сделать любой человек. Но я сейчас говорю совершенно не о том. Да, грамотность - это хорошо. Да, есть ошибки, которые нас раздражают. Но это никому не даёт права становиться хамом. ХАМИТЬ В ТЫСЯЧУ РАЗ ХУЖЕ, ЧЕМ НЕГРАМОТНО ПИСАТЬ. Пожалуйста, запомните эту нехитрую истину. Мне до сих пор не дано понять, почему это не всем очевидно.
Да, я тоже не в восторге, когда люди путают "тся" и "ться". Но, дамы и господа, это не преступление, не грех и даже не плохой поступок! Это просто несоблюдение неких условностей, не имеющих ни малейшего отношения к морали и, соответственно, к таким понятиям, как "хорошо" и "плохо". Притом не умышленное, а допущенное либо по незнанию, либо и вовсе совершенно случайно.
А теперь позволю себе привести две цитаты. Начну, собственно, с Чехова. Который, как известно, был Интеллигентом с большой буквы.
Цитата первая: "Интеллигентный человек - это не тот, кто во время званого обеда не прольёт соус на скатерть, а тот, кто это заметит, но не подаст вида..."
Полагаю, все догадываются, что это не только про соус? Отлично, в таком случае продолжим.
Цитата вторая: "Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность - созданием нового и осознанием старого как нового."
На этой цитате хотелось бы остановиться подробнее. Во-первых, человек, который хамит из-за увиденной грамматической ошибки, возможно, образован, но - не интеллигентен. Во-вторых, тему можно расширить и применить данную цитату к троллингу. Необязательно связанному с правилами грамматики. Существует подвид троллей, выискивающих ошибки - будь то в правописании, в описываемом писателем историческом контексте или в любой другой сфере. Такие люди нередко бывают образованными. Но это не делает их интеллигентными. Напротив, они чрезвычайно наглядно демонстрируют, как прав был Чехов, проведя грань между образованностью и интеллигентностью. Образованность, как выясняется, легко может сочетаться с бескультурием. Звучит парадоксально, но факт.
Ольга Куно,
писатель и лингвист, чистосердечно признающий, что способен на опичатку