Я задолбалась распарывать на сегодня устала шить платье на кватроченто, поэтому сменю вид деятельности и запишу, пока не забыла, как я шила к нему исподнее. Этот пост вряд ли кто-то прочитает, потому что в России мало танцуют и шьют кватроченто, потому что надо писать швейные посты по-английски. Whatever.
Итак, рубашек было две. Одна мне, другая Тео, обе планируется надевать под наряды на итальянское позднее кватроченто в варианте Сансеполькро (что, как выяснилось, не тождественно флорентийской моде обозначенного периода). Тем не менее, покрой рубашек - один из самых консервативных в истории, с XV по XIX век принцип их моделирования не сильно менялся. Вот 1567 год против 1807 года:
Хороший пост по теме:
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/145646.html Рубашки обычно шили дома, ткань была дороже ручного труда, поэтому в основе построения модели лежал принцип "минимум обрезков!" Никаких кривых линий, вся посадка по фигуре и свобода движений обеспечивается прямоугольными вставками или сборками. То есть отрез ткани раскраивали примерно так (мужская и женская рубашка, соответственно):
Так вот, о ткани. Мужские рубашки шьются изо льна. Раз я сшила рубашку Тео на XIX век из батиста, успела раскаяться: батист тактильно прекрасен, но тонок и не дает нужного для хорошей посадки верхнего платья объема. Тонкий лен - самое то. В чудесной кировской лавке
"Купава" для мужской рубашки я купила обычный белый лен хорошего качества; возможно, нашла бы и что-то потоньше, но не стала заморачиваться. Женскую сорочку я шила из чего-то похожего на тонкую бязь, куплено в другом кировском тканевом. Было бы время выбирать с умом, выбрала бы лён, а не хлопок.
К Новому году из Штатов мне пришла супер-книжка широко известной в узких историческо-швейных кругах блогерши American Dutchess -
Guide to 18th Century Dressmaking: How to Hand Sew Georgian Gowns and Wear Them With Style. Она (и книжка, и блогерша) прекрасна, как рассвет - настолько прекрасна, что во мне возопил маленький реконструктор (годы берут своё) и воззвал: "Давай уже шить костюмы до 1860х годов на руках, а то чё как ваще!" В общем, я пошла на поводу у искушения и потянулась за иголкой.
Ну ок, боковые швы рубашек я прошивала на машинке и не стыжусь признаться в этом: все-таки это кажется прочнее, да и скучно тратить время на длинные прямые соединительные швы. Но вот мелкие складки (и pleating, и smocking), подгибку краев и косую бейку и правда удобнее делать вручную, да и выглядит результат аккуратнее. В общем, опыт мне понравился.
Теперь про выкройки: для рубашки Тео я взяла рисунок рубашки *уворачиваюсь от летящих реконструкторских булыжников* 19 века, прибавила в ней объема рукава, присборив дополнительную ткань в складки на плече, и украсив воротник и манжеты плиссированными складками в духе кватро- а то и чинквеченто.
Для своей сорочки я использовала рисунок из начала поста - выкройкой его назвать сложно, там многое на глаз, хотя и указаны базовые пропорции. Важное дополнение, которое пришлось вносить уже под исход работы: там не хватает квадратных вставок под мышкой, как на мужских рубашках; без этих вставок всё нещадно тянет.
До сих пор не могу понять, зачем на мужской рубашке плечевые вставки-эполеты, но они есть почти во всех схемах и, кажется, с ними посадка действительно лучше.
Про технику smocking (не путать со smoking), то есть про мелкие складочки - узелки себе на память: нужно делать 3-4 ряда пунктирной строчки, отправные точки на расстоянии 1 см друг от друга можно и не размечать, если хороший глазомер. Обязательно с изнанки пришивать основу, к которой мелкими стежками приметывается каждая (!) складочки, иначе нитки рвутся и ничего не держится. Немецкие реконструкторы-ландскнехты сшивают складочки вместе сложными узорами из стежков, у меня терпения не хватило. Ткани на эти складки нужна ПРОРВА.
Вот финальный результат экспериментов храброго портняжки, теперь шью верхнее платье, так что эту красоту со складочками будет видно только через типичные ренессансные разрезы в пройме, да на воротнике с манжетами: