Пересечения дорог

Jun 11, 2013 00:09

Если в прошлый раз вы все-таки выбрали проезжую часть, то стоит помнить о некоторых важных моментах.

Залог успеха выживания в том, чтобы вас видели автомобилисты. Все истории о том, что водители злые, хамят и всеми возможными способами пытаются убить велосипедиста, мягко говоря, не совсем правдивы. Автомобилисту нахрен не нужно вообще связываться с велосипедистом. Любое ДТП для него - это в лучшем случае потеря времени и трата нервов. Так что, поверьте, адекватный водитель с удовольствием сделает все возможное, чтобы без происшествий объехать вас и забыть.

Конечно, есть и такие, кто пытается показать велосипедисту/подружке на пассажирском сидении/самому себе, кто главный на дороге; или как хорошо он чувствует габариты машины; или какой у него мощный движок и много всего другого. К счастью, их меньшинство, но забывать о таких не стоит.

Адекватные водители отнесутся к велосипедисту с осторожностью и будут взаимодействовать также как с другой машиной, но при условии, что они его увидят! В этом и заключается главная проблема. Большинство аварий происходит всего лишь потому, что велосипедиста не замечают. Он слишком маленький и тихий для своей скорости.

Машин много, они большие и быстрые.
Пешеходов тоже много, они маленькие и медленные.
А велосипедов мало, они маленькие и быстрые (по сравнению с пешеходами).

Вот и получается, что водитель на подсознании настроен замечать большие машины и маленьких пешеходов, но не маленькие велосипеды. Это не значит, что велосипедистов никто вообще не замечает. Замечают, но не всегда с первого раза. То есть, если водитель может быть уверенным, что его, скорее всего, заметят, и поэтому может позволить себе контролировать этот процесс в половину внимания, то велосипедист должен действовать из расчета, что его могут не заметить даже посреди дороги.

Итак, мы подошли к наиболее сложному моменту езды по городу:

Пересечения дорог

Сложность тут в том, чтобы разобраться в какой последовательности должны ехать транспортные средства, чтобы их траектории не пересекались. Не зря этому уделяется столько внимания при обучении ПДД. Тем, кто не представляет себе правила проезда перекрестков стоит перед продолжением чтения этого поста ознакомиться сначала с общей теоретической частью!

Велосипед на дороге является полноценным участником дорожного движения, и к нему применяются те же правила, что и к автомобилям. То есть, если вы едете по главной дороге, а машина выезжает с второстепенной, то она должна вас пропустить несмотря ни на вашу скорость, ни на ваш кхм…размер. На практике это примерно так и работает, за исключением того, что водитель вас может не заметить.

Чтобы избежать ДТП, нужно убедиться, что водитель вас видит. Как это легче всего сделать? Установить зрительный контакт. Не дождаться, пока он просто посмотрит в вашу сторону, а убедиться, что он осознает, что вы такое за существо.

Машина справа

Начну с наиболее частого случая потенциальной аварийной ситуации с участием машины и велосипеда.



Эту и остальные картинки я честно вырезал и склеил из кусочков "Официального руководства по езде на велосипеде в Нью-Йорке", которым можно полюбоваться по этой ссылке. Очень хорошо, кстати, сделано. А у меня картинки получились кривенькие, уж простите.

Как это обычно происходит у меня:

Водитель собирается выехать на главную дорогу с второстепенной. При подъезде к пересечению он заранее начинает смотреть налево на поток машин. В этот момент я перестаю разгоняться и качусь по инерции, готовый тормозить. Наблюдаю за его лицом, на котором обычно ярко отражается вот такая последовательность мыслей:

Водитель смотрит на дорогу, нет ли приближающихся слева машин. Взглядом оглядывает две ближайшие полосы. Я попадаю в его поле зрения, но на его лице это никак не отражается. Он решает, что никого нет, значит можно ехать. Поворачивает голову по ходу движения, чтобы проверить, нет ли кого впереди, и тут начинает доходить: "А что же это тогда так быстро двигается по правой полосе?"

В этот момент опять поворачивается в мою сторону, но уже смотрит целенаправленно на меня и меняется в лице. Как бы это странно ни звучало, но именно эта перемена лица является признаком того, что водитель осознал, что я такое, и пропустит меня согласно правилам. К сожалению, не могу точно описать, что именно меняется в его лице, но почти уверен, что все, кому приходилось с этим сталкиваться, поймут, о чем я. У одних водителей это похоже на расслабление от того, что разобрался в ситуации, у других, наоборот, на напряг из-за того, что нужно кого-то пропускать…но, в любом случае, эта перемена видна невооруженным взглядом.

А теперь несколько «но»:

1. Перемены в лице может не случиться - водитель не заметил. Приходится тормозить, пропускать, и начинать все заново со следующей машиной;
2. Есть такие водители, которые не очень умеют оценивать скорость другого транспорта, поэтому они могут решить, что вы медленно ползете и выехать прямо перед носом;
3. Часто выезд на развязках (например, с ТТК) осуществляется из двух и больше рядов - тут надо следить уже не за одним водителем, а за двумя сразу. Причем у дальнего от велосипедиста водителя вообще обзор загорожен машиной.

Читал мнения велосипедистов, которые советуют в таких ситуациях перестроиться левее и продолжить движение во втором ряду. Я так не делаю. Мне кажется, что во втором ряду не только не меньше шансов быть сбитым выезжающими товарищами, но и появляется риск «получить» от тех, кто сзади. Я пользуюсь только первым способом.

А, ну и не забываем про звонок! Привлечь к себе внимание никогда не бывает лишним.

Машина сзади

Велосипедист едет в правом ряду, который предполагает как движение прямо, так и поворот направо. Велосипедисту нужно прямо, машине направо.


Основная опасность в том, что водитель может не заметить велосипедиста или решить, что тот тоже повернет направо.

Что же делать?

Заблаговременно обязательно смотрим назад и оцениваем ситуацию. Сколько машин, и с какой скоростью едут сзади, кто из них моргает направо, кто не моргает, но явно жмется правее для поворота.

Важно!
Все повороты, перестроения между полосами и внутри полос производятся заблаговременно по такой схеме: посмотрели назад, убедились, что ни в кого не врежетесь, подали сигнал рукой, еще раз убедились, что ни в кого не врежетесь, приступили к маневру, во время которого снова убедились, что ни в кого не врежетесь. Все следующие «перестраиваюсь» следует воспринимать именно так.

И сразу:

Не менее важно!
Правила велят велосипедисту двигаться как можно правее, но это не значит, что нужно всегда жаться к бордюру. Еще раз. Основная задача велосипедиста - быть замеченным. Согласитесь, что делать это где-то с краю как-то неэффективно. Велосипедист имеет право занимать всю полосу, если ему кажется это необходимым.

Проезд перекрестка - как раз такой случай. Выполнять его следует по самому центру своего ряда. Это значительно повышает шансы на попадание в поле зрения водителя, скорее всего, заставит его сбросить скорость, и почти исключает возможность «притереть» вас к обочине.

Если машин мало, а до перекрестка еще достаточно далеко, то можно перестать ускоряться, пока они не обгонят, а потом спокойно проехать прямо. Если поток сплошной, то нужно искать момент, чтобы вклиниться. Все это стоит начинать делать заблаговременно, чтобы было несколько секунд на ожидание просвета, в который можно спокойно перестроиться. Лучше это делать перед моргающей машиной, поскольку водитель уже сбрасывает скорость перед поворотом.

Не успели перестроиться? - Ваша ошибка. Но не повод вылетать на повороте под колеса машинам. Лучше остановиться и подождать просвета. Намного хуже - нахамить и влезть между машин под мат водителей. На практике из-за неправильной оценки ситуации со мной происходило и то и другое. Но, чем больше ошибаешься - тем меньше ошибаешься. Достаточно быстро понимаешь как себя вести в таких ситуациях, и становится не так уж и сложно.

Снова важно! Некоторые водители любят поворачивать направо из второго, третьего, а то и крайнего левого ряда. Это не самый легкий маневр, поэтому все внимание водителя направлено на то, чтобы успеть перестроиться. В этот момент ему не до велосипедиста. Что делать в такой ситуации? Нужно оценивать скорость участников и расстояние до конца перекрестка. В идеале успеть проскочить до лихача. В крайнем случае - ПРИтормозить и смещаться чуть правее. Тогда у него будет чуть больше времени, чтобы вас заметить и избежать столкновения. Не стоит резко тормозить перед машиной. Она тяжелее, а у велосипеда нет стопов. Водитель может не успеть среагировать.

Помните водителей из предыдущего случая, которые не умеют рассчитывать скорость? Так вот, такие иногда решают, что успеют обогнать вас до поворота...но не успевают. Их стоит опасаться.

Машина спереди

Есть обратная ситуация:


Вы догоняете автомобиль, который может поехать прямо, а может поехать направо. Большинство водителей заранее подает сигнал поворотником. Но не всегда. Иногда водитель сам не знает, куда ему ехать и решает в последний момент, или ждет, пока подскажет тормозящий навигатор. Иногда человек ищет место для парковки и поэтому едет медленно. Неважно. В любом случае, велосипедист ни в коем случае не должен его обгонять справа, иначе рискует быть сбитым.

Машина с другой стороны

В самом начале я говорил о том, что велосипедистов иногда не замечают прямо посреди дороги. Недавно со мной произошел вот такой случай:


Я проезжал перекресток на зеленый свет на небольшом отдалении от предшествующей машины. За мной никого не было. Водитель, поворачивающий налево, по правилам должен пропустить всех, кто едет навстречу (то есть и меня тоже), а потом уже поворачивать. Что он, в общем-то, и делал, за исключением того, что меня он просто не заметил. Точнее заметил, но после того, как выехал на перекресток и уже подразогнался. Все обошлось - и водитель все-таки меня увидел, да и я был готов к тому, что я «невидимый», и поэтому ехал с расчетом, что смогу, в крайнем случае, ускориться, взяв правее, чтобы уйти от столкновения. С этим можно бороться предупреждающим сигналом звонка.

Для первой части должно быть достаточно, продолжим в следующий раз.

Кстати! Тем, кто выбрал езду по тротуарам стоит не забывать о такой неприятной штуке, как выезды из дворов. Оттуда в любой момент может выскочить автомобиль, и есть шанс, что ни он, ни вы не успеете затормозить. Что с этим делать? Ничего особенного - притормаживать перед такими выездами, и быть готовым полностью остановиться. Да, это сильно снижает среднюю скорость, но не в ущерб безопасности тут ничего не поделаешь.

безопасность, на работу

Previous post Next post
Up